Техника - молодёжи 1936-04-05, страница 101

Техника - молодёжи 1936-04-05, страница 101

ЧТО ЧИТАТЬ?

ГОРЫ и ЛЮДИ

«Было время, когда Аму-Дарья текла не в Аральское море, а в Каспийское.

Изучая старые рукописи—на арабском, китайском, персидском, грече-ском языках, — историки установили, что Аму-Дарья за последние две с половиной тысячи лет раз шесть меняла море: то она текла в Каспийское море, то в Аральское. В последний I раз она бросила Каспийское море и пошла в Аральское в 1575 году. ■ Для людей, которые жили в тех местах, в Хорезмском хамстве, это было настоящим бедствием. Столица ханства, Гургандж, осталась вдруг без воды.

Много лет столица стояла на реке, и вдруг река от нее ушла. Это все равно, как если бы Дон ушел из-под Ростова-на-Дону или Майн из-под Франкфурта-на-Майне.

-Пришлось жителям Хорезмского ханства перенести свою столицу в другое место — Хиву.

До сих пор сохранились развалины храмов, домов, гробниц Гурганджа — города, покинутого рекой. Среди песков вздымается к небу что-то вроде гигантской каменной трубы. Это не $ труба, а минарет старого города Гур-!; ганджа.

Остались не только следы города, но и следы реки, на которой он стоял. На протяжении сотен километров можно проследить среди пустыни старое русло Аму-Дарьи. Она вливалась сначала в озеро, а потом уже ■■ текла дальше — к Каспийскому морю. На месте озера теперь большая г пустая котловина — Саракамышская впадина. На дне котловины только местами стоит еще вода.

Так река колебалась в течение тысячелетий, как огромный маятник, раз в четыреста или пятьсот лет совершая. размахи».

Так рассказывает о гигантских си-' лах природы М- Ильин в своей книге «Горы и люди». Но огромная ценность и интерес его книги в том, что в ней не просто описываются те или (иные блага природы, а показывается, как-мы покоряем эти силы, часто враждебные и грозные, и заставляем их служить на пользу человеку, социалистическому обществу. Книга «Горы и люди» — это увлекательные, захватывающие рассказы о перестройке природы.

Вот вы читаете о пустыне Кара Кум, о ее страшных песках, о нестер пимом зное и жарких ветрах. И автор рассказывает вам, как люди нашей страны, отважные пионеры социалистической культуры в пустыне, меняют жизнь этого, казалось бы, навеки бесплодного и безотрадного края. Здесь зацветают розы и тюль

паны, растет виноград, малина, крыжовник. Автор рассказывает вам, как прокладываются в пустыне оросительные бетонные каналы, которые дают воду хлопковым полям, как повертываются реки в обратную сторону, как надевается крепкая узда на сильней-шие ветры-барханы. Так люди покоряют пустыню, так враг становится другом.

Вот вы читаете в других главах о земледельческой науке. Речь идет о мобилизации растений. Вы узнаете, как составляются для них таблицы, подобно химической таблице Менделеева, и как по этим таблицам предсказывают находку новых растений. Вместе с охотниками за растениями вы отправляетесь во все уголки земного шара на поиски лучших сортов. Вы попадаете на родину пшеницы — в мало исследованную страну Афганистан, вы/ узнаете замечательную историю ржи и происхождение картофеля.

Большая глава посвящена «сотворению растений». Здесь описывается, как люди переносят север на юг и наоборот, как создают они новые невиданные растения. Здесь рассказывается о работе нашего знаменитого Мичурина, о фабриках растений, о замечательных опытах по яровизации агронома Лысенко.

Мы меняем географию своей страны. Захватывающие рассказы о Большой Волге, о судьбе Каспийского моря, об изменении жизни рек и озер раскрывают перед читателем ту грандиозную картину великой перестройки карты Страны советов, которую проводят сейчас наши ученые, инженеры, рабочие.

«Обуздание рек», — так называется шестой рассказ. Люди заставляют реку повернуть вспять, делают ее путь короче или длиннее, заставляют се соединиться с другой рекой, люди командуют морями, реками и озерами. Автор рассказывает, как используется огромная и неисчерпаемая энергия падающей воды. Вырастают гигантские плотины, мощные гидростанции дают электрический ток, оживляющий окружающую -местность и создающий электрофицированные земледельческие фабрики, промышленные предприятия, светлые и радостные города.

Что может быть более капризным, изменчивым и непокорным, чем погода? И вот М. Ильин рассказывает, как учатся люди не только предсказывать погоду, но и управлять ею. Он рассказывает о борьбе с грозой и об искусственном дожде, о стрельбе по облакам и о создании туманов.

М. Ильин — автор нескольких на-учно-популярных книг. Широко известны его: «Рассказ о великом плане», «100 000 почему», «Который час?»

Книги его отличаются не толькб интересным и серьезным содержанием, но и весьма занимательной, простой формой изложения: . «В пустыне Кара-Кум по левому берегу реки Аму-Дарьи идет наступление на фронт в 250 километров. Наступают пески.

Жители отходят, оставляя во власти песков усадьбы, хлопковые потя, виноградники. Во многих местах пески засыпают дороги».

Вот пример языка его книги. Или вот еще:

«Чтобы вспахать гектар на глубину, скажем, в 20 сантиметров, надо пять тысяч тонн земли поднять на 20 сантиметров и потом перенести в сторону еще на 20 сантиметров. Пять тысяч тонн — это триста вагонов, это несколько поездов земли.

Всю землю надо перевернуть вверх дном! Для этого нужен трактор или, по крайней мере, сильная лошадь, для этого нужен плуг, а не старый кривой зуб — соха».

М. Ильин умеет весьма просто и наглядно описывать различные механизмы и приборы, их работу и принцип действия. Вот как, например, он говорит о крутильных весах:

«Это очень чуткий прибор. Его приходится охранять от малейшего ветерка, от солнечных лучей, от дыхания человека. Даже тройной металлический футляр — и тот не всегда может защитить прибор. Еще недавно с этим прибором работали только по ночам, потому что днем солнечные лучи нагревали прибор и искажали его показания. Теперь конструкцию улучшили — можно работать и днем, при солнце.

Внутри футляра — алюминиевая трубочка, подвешенная, как коромысло весов, на тончайшей нити. Нить сделана из кварца или из сплава драгоценных металлов — платины и иридия. На концах алюминиевого коромысла маленькие грузики. Название прибора — крутильные весы.

Это весы, на/ которые . не надо класть гири, — они такие чуткие, что чувствуют гирю издали. Стоит поднести к ним какую-нибудь вещь, и сразу же тот конец коромысла, который ближе, повернется к ней.

Вот этот-то прибор и чувствует РУДУ, которая лежит глубоко под землей».

Книга М. Ильина имеет еще одно весьма ценное качество. Автор сумел показать на конкретных примерах, в чрезвычайно яркой и выпуклой форме, что изменение географии .страны, перестройка природы и покорение ее гигантских сил доступны только социалистическому обществу, что в капиталистических странах, все это может быть только неосуществимой мечтой отдельных ученых.

«Из Госплана, — пишет М. Ильин,— посылается план на севео, и на восток, и на юг, и на запад.

Востоку делать то-то и то-то. Северу перебросить воду на юг. Западу направить энергию на восток. Что это такое?

Это победа над природой, это — социализм».

Отв. редактор М. Каплун Оформление Н. Е-йегдчкнсного

Уполн. Г.таилита № В-38395. Сдано в набор 31/111 1936 г. Подписано к печати 17..V 1936 г. Н печ. л. 65 X 93. Заказ 1611. Тираж I5&000 экз.

Фабрика детской книги иэд-ва детокоВ литературы ЦК ВЛКСЫ. Москва, Сущевокий вал, д. 48.