Техника - молодёжи 1936-04-05, страница 98мы лишь до тех пор, пока погружены в сосуд с жидкостью соответствующей преломляемости. Они могут быть невидимы в воздухе лишь при условии, если показатель их преломления равен показателю преломления воздуха, — а как этого достигнуть, мы еще не знаем. Герой романа Уэллса знал, как этого добиться и, — если верить романисту, ..... сумел сделать свое тело совершенно невидимым для окружающих. Кто читал этот роман, или видел соответствующий фильм, тому известно, какого могущества достиг благодаря своей невидимости герой Уэллса. Он незаметно проникает в совершенной прозрачности, мог ли герой романа сам видеть окружающий мир? Ответ гласит, что согласно законам физики прозрачный человек должен быть лишен способности ви- Кто читал роман Уэллса или видел фильм ..Человек-невидимка", тому известно, какого могущества достиг благодаря своей невидимости герой Уэллса. любое помещение и безнаказанно похищает вещи. Неуловимый, благодаря своей невидимости, он .успешно бо- ■ рется с толпой вооруженных людей. Угрожая людям неизбежной тяжкой карой, невидимый человек держит в полном подчинении обитателей целого города. Никто не ускользает от его мести: он может вредить всем, сам оставаясь неуловимым и неуязвимым. «Город отныне уже не под властью королевы! — объявляет невидимый в своем приказе.—Он под моей властью. Нынешний день — первое число первого года новой эры, эры Невидимого. Я — Невидимый Первый!» Могущество невидимого человека показано в романе с такой убедительностью, что не оставляет в сознании читателя и следов сомнения. Однако, роман обязан .этим не научной безупречности рассуждений, а своим художественным достоинствам. Большой мастер повествовательного стиля, Уэллс искусно затушевывает одни чрезвычайно важный физический вопрос, от правильного разрешения которого зависит все построение романа. Действительно, судьба невидимого человека предстанет перед нами в совершенно ином свете, если зададим себе следующий вопрос: будучи для других невидимым благодаря своей деть. Невидимый должен быть слеп. Поучительно разобраться подробнее в этой любопытной физической задаче. Вспомним, отчего герой романа невидим. Оттого, что все части его тела — в том числе и глаза —- сделались прозрачными, и притом показатель их преломления равен показателю преломления воздуха. В чем состоит роль Глаза? Его хрусталик, стекловидная влага и другие части преломляют лучи света так, что на сетчатой оболочке получается изображение внешних предметов. Но если преломляемость глаза и воздуха одинакова, то тем самым устраняется единственная причина, порождающая преломление: переходя из одной среды в другую, равной преломляемости, лучи не имеют своего направления, а потому и не могут собираться в одну точку. Лучи должны проходить через глаза невидимого человека совершенно беспрепятственно, не преломляясь и даже не задерживаясь в них ввиду полного отсутствия красящего вещества. Энергия этих лучей не производит в организме такого человека никаких материальных изменений и, следовательно, неспособна вызвать в его сознании никакого образа. Невидимый обречен на слепоту! Все преимущества его оказываются бесполезными. Мечты о безграничной власти рассеиваются без остатка. Не Уэллс не решил проблемы невидимости, как источника могущества, не указал пути к овладению шапкой-невидимкой. Прозрачный человек приобрел бы свою невидимость слишком дорогой ценой — ценою полной слепоты, крайней беспомощности. Английский романист допустил этот промах, по всей вероятности, вполне сознательно. Известен поэтический прием, обычно используемый Уэллсом в его фантастических произведениях: заслонять для читателя основной дефект построения обилием реальных подробностей. В предисловии к американскому изданию своих фантастических романов Уэллс пишет: «Как только магический фокус проделан, нужно все прочее показать правдоподобным и обыденным. Надеяться следует не на силу доводов, а на иллюзию, создаваемую искусством». Но есть другой путь к' разрешению той же задачи — путь, на который стало военное искусство и который; предсказан самой природой. Он состоит в окраске предметов таким цветом, который делает их незаметными для глаз. Животный мир широко пользуется им в борьбе за существование. То, что военные называют защитным цветом, зоологи со времени Дарвина именуют охранительной или по- |