Техника - молодёжи 1936-04-05, страница 99кровительственной окраской. Примеров такой защиты в мире животных можно привести тысячи. Животные, обитающие в пустыне, имеют большей частью характерный желтоватый цвет пустыни; вы находите этот цвет и у льва, и У птицы, и у ящерицы, у паука, у червя, у всех представителей пустынной фауны. Напротив, животное население снежных равнин севера — будь то опасный полярный медведь или безобидная гагара — наделены от природы белой окраской, делающей их незаметными на фоне снега. Бабочки и гусеницы, живущие на коре деревьев, имеют соответствующую окраску, с поразительной точностью воспроизводящую цвет древесной коры. Собиратели насекомых знают, как трудно найти их, благодаря идеальному защитному цвету, которым наделила их природа. Попробуйте поймать зеленого кузнечика на лугу у ваших ног,— вы не различите его на зеленом фоне, словно поглощающем его бесслед- Морские животные, водящиеся среди бурых водорослей, имеют защитный бурый цвет,'делающий их,неуловимыми для глаза. В зоне красных водорослей преобладающим защитным цветом является красный. Серебристый цвет рыбьей чешуи — тоже защитный. Он оберегает рыб и от хищных птиц, высматривающих их сверху, и от хищников водяной стихии, угрожающих им снизу. Водная поверхность имеет зеркальный вид не только при рассматривании сверху, но еще больще при взгляде снизу, из самой толщи воды (полное внутреннее отражение); с этим-то блестящим металлическим фоном сливается серебристая рыбья чешуя. А медузы и другие прозрачные обитатели вод избрали защитным цветом бесцветность и прозрачность, делающие их невидимыми в окружающей стихии. Многие животные изменяют оттенок своего защитного цвета сообразно переменам окружающей обстановки. Сере-Ориао-белый горностай, не заметный ил фоне снега, утратил бы преимущество защитной окраски, если бы его шкурки; каждую весну белый зверек получает новую шубку рыже- На этом снимке вы видите один из эпизодов похождений невидимки. Похитив велосипед, невидимка едет по улицам, вызывая изумление и испуг у прохожих. го цвета, сливающегося с окраской обнаженной почвы; с наступлением же зимы он вновь седеет, облекаясь в белоснежный зимний наряд. Люди переняли у изобретательной природы это полезное искусство делать свое тело незаметным, сливаться с окружающим фоном. Пестрые краски блестящего обмундирования прежних времен, придававшие живописность батальным картинам, навсегда маскировка отдельных предметов — укреплений, орудий, танков, кораблей, а также искусственный туман и т. п., — меры введения противника в заблуждение. Маскируют бивуак особыми сетями, в ячейки которых вплетены пучки травы; надевают халаты с пучками мочалы, окрашенной в цвет травы, и т. п. Защитным цветом, пригодным для всякой обстановки, была бы зеркаль- отошли в прошлое; их вытеснила одноцветная обмундировка защитного цвета. Серая шинель победила расшитый мундир, — и на современных полях сражений не видно ярких пятен. Серосгальная окраска военных судов — тоже своего рода защитный цвет, делающий суда трудно различимыми на фоне моря. Сюда же относится и так называемый тактический камуфляж, военная ная поверхность, отражающая фон. Предмет с такой поверхностью сам принимает вид и окраску окружающей среды; обнаружить его присутствие с дальнего расстояния почти Вот как осуществляются в природе и военной технике мечты народных сказок и романистов о шапке-невидимке. я, ПЕРЁЛЬМЛН ФИЗИКА ПУШЕЧНОГО ВЫСТРЕЛА СИЛА ПОРОХА В книге Раблэ «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанной в XVI веке, встречается следующее любопытное объяснение действия огнестрельного оружия: «При сгорании пороха происходило следующее: во избежание пустоты (которой природа не терпит, так что скорее вся механика вселенной --небо, воздух, земля, море — превратилась бы в первобытный хаос, нежели наступила в мире пустота) ядро неистово выбрасывалось из жерла пушки, чтобы воздух мог в нее проникнуть, иначе в ней воцарилась бы пустота, так как порох был внезапно истреблен огнем». Такое объяснение в наше время вызывает только снисходительную • улыбку. Мы знаем, что природа очень хорошо «уживается» с пустотой в барометрах, катодных лампах и т. д. Кроме того уже со времен Ломоно сова и Лавуазье известно, что при сгорании какого-либо вещества оно не исчезает бесследно, как думали физики XVI века, а превращается в иную форму материи — в другое вещество. Вместо сгоревшего пороха образуются газы, масса которых равна массе взрывчатого вещества. В пороховых газах и заключается та чудовищная сила, которая сообщает снаряду начальную скорость в 500—600 и более метров в секунду. Секрет — в быстроте и высокой температуре горения пороха. Порох сгорает в течение ничтожной доли секунды, температура же продуктов горения достигает 3 000°. Образовавшиеся в течение такого короткого промежутка времени газы вследствие высокой температуры обладают очень большим давлением. Это давление, доходящее до 8 000 атмосфер, и выбрасывает снаряд из орудия. ИЗ ПУШКИ НА ЛУНУ Давление, которое выбрасывает снаряд из пушки, есть результат ударов частиц пороховых газов о дно снаряда. Для того чтобы снаряд вылетел из пушки с какой-то определенной начальной скоростью, необходимо, чтобы средняя скорость молекул пороховых газов была бы больше этой начальной скорости. Последнее условие оказывается роковым для проекта Жюль-Верна: выстрелить из пушки на луну. Оригинальная идея талантливого романиста вызвала оживленную критику со стороны многих физиков. С достоверностью установлено, что живые существа, помещенные внутри ядра, неизбежно погибнут в момент. выстрела (См. книгу «Межпланетные путешествия» Я. И. Перельмана). |