Техника - молодёжи 1936-06, страница 66ЗАНИМА ТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА ЭВРИКА! ЗВУКИ В ТЕАТРАЛЬНОМ ЗАЛЕ Кто много раз посещал различные театры и концертные залы, тому хорошо ' известно, что эти залы бывают с хорошей акустикой и с плохой акустикой: в одНих помещениях голоса артистов и звуки музыкальных инструментов внятно слышны на далеком расстоянии, в других звук даже вблизи воспринимается неотчетливо. Причина этого явления очень хорошо изложена в книге американского физика Вуда «Звуковые волны и и-: применения»: «Любой звук, произведенный в здании, довольно долго раздается по окончании звучания источника; вследствие многократных отражений он несколько раз обходит кругом здания, а тем временем раздаются другие звуки, и слушатель часто не в сострянии уловить их в подлежащем порядке и в них разобраться. Так например, если звук длится 3 секунды, и оратор говорит со скоростью трех слогов в секунду, то звуковые волны, соответствующие 9 слогам, будут двигаться по комнате все вместе и создадут полную неразбериху и шум, из-за которого слушатель не сможет понимать оратора. Оказавшемуся в таких условиях оратору остается говорить очень разборчиво и не слишком громко. Но обычно ораторы, как раз наоборот, стараются в таких случаях говорить громче и этим только усиливают шум». Еще не так давно сооружение теат ра с хорошей акустикой считалось делом счастливой случайности. В настоящее время найдены приемы успешной борьбы с нежелательной длительностью звука (называемой «реверберацией»), которая порти г слышимость. Здесь не место входить в подробности, интересные только для архитекторов. Отмечу . только, что борьба с плохой акустикой состоит в создании поверхностей, поглощающих излишние ' звуки. Самым лучшим поглотителем звука является открытое окно (как лучшим поглотителем света служит отверстие); квадратный метр открытого окна принят даже за единицу, которой измеряется поглощение. Очень хорошо — хотя и вдвое хуже, нежели открытое окно — поглощают звуки сами посетители театра: каждый человек равно-зиачущ в этом отношении примерно половине квадратного метра открыто, го окна. И если правильно замечание одного физика, что «аудитория поглощает речь оратора в самом прямом Смысле слова», то не менее верно, что пустой зал портит речь оратора также в непосредственном смысле слова. В' театре имеется и другой предмет,. интересный с точки зрения физики: суфлерская будка. Обратили ли вы внимание на то, что во всех театрах она имеет одну и ту же форму. Это оттого, что суфлерская будка — своего рода физический прибор. Свод будки представляет собой вогНутое звуковое зеркало, имеющее двоякое назначение: задерживать зруковые волны, идущие из уст суфлера в сторону публики, и, кроме того, отражать эти волны по направлению к КАК ИЗМЕРЯЮТ ШУМ? Д ля чего надо изучать шумы, — эту неопределенную смесь звуков меняющейся частоты? Еще недавно шумы и не исследовались научно. Предметом изучения они сделались лишь с недавнего времени, когда выяснилось, что очень громкие звуки вредно влияют на здоровье человека и заметно понижают производительность его труда. Явилась прежде всего надобность точно оценивать громкость шума, выражать ее числом. А для этого потребовалось установить единицу меры громкости. Единицей громкости шума служит громкость в 1 «бел», равная 10 децибелам; практически употребительна именно последняя, более мелкая мера. Тихий шопот в двух шагах от вашего уха или шелест листьев при легком ветерке имеет громкость в 10 децибел (1 бел), громкая разговорная речь — 65 децибел, заклепочная машина в 10 метрах от уха — почти в 100 бел. Своеобразие этого способа оценки громкости состоит в том, • чтсГ разнице громкостей в 1 бел отвечает отношение силы звука 10, разнице в 2 бела — отношение 100 и т. д. Если вы знаете, что тихий автомобиль производит шум в 5 бел, а шелестящие листья — в 1 бел, то автомобиль порождает звук, физическая сила (вернее, энергия) которого превышает энергию шелеста не в 5 раз, а в 10, т. е. в 10 000 раз. В качестве примера измерения громкости далее приведены сценки громкости некоторых природных и производственных шумов: Шелест листьев при слабом ветре.......10 децибел Обычный шопот в 120 см от уха.......20 » Тихая улица в вечерние часы ........30 » Тихий автомобиль в 10 м от уха.......50 » Обычный разговор в I метре от уха......65 » Самое шумное место Ниагарского водопада . . 90 » Заклепочная машина в ,10 м от уха.......97 » Мотор аэроплана без глушителя .......100 » Шум в 80 и более децибел вредно влияет на здоровье: нарушает ритм сердца, повышает кровяное давление и т. п. Отсюда вытекает необходимость бороться с вредными шумами. Как? На этот вопрос специалист, проф. Ржевкин, дает такой ответ: «В борьбе с шумом можно-,- добиваться улучшения конструкции наиболее шумных , машин. Можно устанавливать шумные машины в специальных Июньская серия Назовите два значения слова „телефон" ? 2 Кто считается „отцом оусской авиации" ? Что такое рефлекс? Для чего слуэ/сит гидрофон? Какое топливо называется „тяжелым топливом" ? 6 Реле —что это за прибор? Где находит себе применение гидростатическая или глубинная бомба? Чем отличается бронебойная пуля от обычной? Можно ли топить печи порохом ? Какова температура солнечной поверхности. помещениях со звукоизолирующими стенами4 и фундаментом; ослабление шума метрополитена может быть достигнуто специальной конструкцией вагонов и облицовкой тоннеля звукопоглощающими материалами. Довольно большие успехи имеются в области звукоизоляции кабин аэропла на, особенно в США. Громадное зн? чение имеет звукоизоляция жилы домов как от внешних шумов, так й • от шумов внутренних. В этом отношении очень многое может быть достигнуто с помощью рациональной конструкции стен, перекрытий и дверей, без особого удорожания строительства». Я ПЕРЕЛЬМАН |