Техника - молодёжи 1936-11-12, страница 93тельности. Таким образам, у нас впоследствии возникла целая серия «Стахановцев стройки». Говоря о литературе, Алексей Максимович никогда не делал никаких скидок никому. Будучи самым чутким и внимательным к нашей литературной молодежи, он был в то же время ее самым требовательным и строгим критиком. Образцом такой высокой требовательности и прямоты является последнее письмо, написанное Горьким незадолго до смерти и посвященное им внимательнейшему разбору повести бывшего вора Мйхаила Бри лев а — «Уксус». «Повесть Брилева написана с хорошими намерениями, но очень плохо: по отношению к материалу — поверхностно, по отношению к форме ^-неумело»,— писал он в этом письме. «Поверхностное отношение к материалу выразилось в том, что автор, затеяв изобразить историю перерождения социально опасного человека в социально полезного, хотел показать его человеком сильной воли, способным на упорное и длительное сопротивление «перековке» трудом, воспитанию правдой, — показал сильную волю героя только в готовности его обнаруживать свою физическую силу — бить по морде, стрелять и т. д. Если бы «Уксус» был действительно человеком «сильной воли», так тогда слова: «кадры решают все», должны бы углубить и обострить его враждебное отношение к обществу, должны бы вызвать у него гордую мыслишку: «Кадры! Ага, нехватает толковых людей. Ну, не я буду увеличивать кадры». Ведь автор на шестой странице рекомендует героя, как человека недюжинного, способного и, значит, индивидуалиста самодовольного. Сознание, что жизнь «искалечена», приписано герою облыжно и неуместно... Это чистейший и наивный произвол Брилева, объясняемый его неумелостью, непониманием действительных чувствований и отношений- человека. Автор забыл дать картину труда на канале и рассказать о приемах «перековки», в число которых следует внести и работу культбригад и разнообразную самодеятельность в лагере, несравнимо более интересную, разнообразную, чем развлечения «на воле» , в шалманах и т. я. Агенты угрозыска и чекисты чрезмерно подсахарены и — не живые. Автор не умеет писать фигуры людей, их внешний вид. «Неожиданный» роман с Броней кажется читателю неожиданностью и для автора. Настя является тоже неоправданной, и вообще все в повести — не продуманно, бессвязно, случайно. По первым штрихам рисунка «Уксуса» читатель вправе ждать, что энергичная его натура на первых порах изоляции в лагере должна будет испытать тяжелую скуку, унизительность положения в процессе стройки, скука заставит «Уксуса» взяться за работу с целью вредить ей, но под влиянием работы, и постепенно понимая ее смысл, увлечься ею. Его увлечение замечено, на него обращено внимание, с ним говорят о подлинных врагах жизни, в нем пробуждают чувство классовой ненависти... Очень плохо, неубедительно написано, как его хотели убить,. совершенно непонятно его Э пассивное подчинение «закону» и —вдруг проснувшееся чувство самозащиты, желание борьбы. Все необосновано, вся повесть читается с Досадой: человек портит отличный материал. Вот, что я могу сказать о повести, к сожалению,— только это...» На 74. листах повести Брилева цветным карандашом разбросаны критические заметки великого писателя. Надписи сделаны дрожащей рукой смертельно-больного человека. Это было первого июня 1936 г... Говоря о Горьком, нельзя не упомянуть о его отношении к литературно-художественному журналу Дмитлага «На штурм трассы». Двадцать семь номеров «На штурм трассы», ежемесячного литературного журнала нашей стройки, уже вышли в свет и стали достоянием квалифицированной литературной критики. Об этом говорят статьи Владимира Ставского, опубликованные минувшим летом в «Литературной газете» и «Комсомольской правде». Еще ранее центральная пресса, не исключая «Правды» и «Известий», писала о нашем журнале. Все высказывания сходятся на том, что литературный материал этого журнала является волнующим памятником мудрой советской исправительно-трудовой политики, осуществляемой большевиками, чекистами лагерей НКВД. Журнал не замкнулся в ограниченной «лагерной» тематике, хотя эти вопросы совершенно естественно занимают основное место на страницах журнала. Поэты и прозаики каналоармии откликаются в своем творчестве на важнейшие события, которыми живет наша родина. Наряду со стихами о перековке и канале мы находим произведения, посвященные испанским событиям, стихи о Пушкине, о Дзержинском, о Барбюсе о героях Советского союза. И, конечно, журнал насыщен пафосом грандиозной стройки канала Москва — Волга, прекрасного детища второй Сталинской пятилетки. Поэты и прозаики — авторы журнала — сами органически связаны со шлюзами, плотинами, с мощными сооружениями канала. Они сами, как Леонид Богданович, укладывали кубометры бетона, рыли котлованы и добывали гравий, как Михаил Бри-лев и Владимир Пузырев. Пройдя сложный путь советской перековки, они сроднились с почетным трудом и в своем творчестве. Авторы журнала — это каналоармейцы, продолжающие и сейчас активно драться за успешное завершение строительства канала, на котором они нашли свое новое место в жизни. Среди десятков вышедших номеров журнала «На штурм траосы» есть номера, заслуживающие особого внимания. 14 июня 1936 г. великий Сталин посетил готовый Перервинский шлюз. Это знаменательное посещение совпало с опубликованием проекта Сталинской Конституции. Журнал отметил такое выдающееся событие для жизни строителей канала выпуском экстренного номера, посвященного любимому вождю народов. gj |