Техника - молодёжи 1937-01, страница 41

Техника - молодёжи 1937-01, страница 41

В последнем случае истребители всегда рискуют опоздать и вступить в бой лишь после выполнения бомбардировщиками их. боевой задачи. В первое время так оно и было, о чем нации читатели знают из газет.

Но в дальнейшем этот объективный фактор, игравший наруку мятежникам, не давал надлежащего эффекта. Теперь всем известно, что фашистские самолеты благополучно держатся в воздухе только до появления республиканских истребителей. Фашистские самолеты неоднократно обращались в бегство, .а если принимали воздушный бой, то несли тяжелые потери. Все реже и реже им удается сбрасывать бомбы.

Другим важнейшим средством борьбы с воздушным противником является зенитная артиллерия. Если истребителям выгодно дать бой противнику на дальних подступах, то зенитную артиллерию целесообразно располагать ближе к обороняемому объекту.

Обычно бомбардировка с воздуха производится с поправкой на' высоту полета, с учетом скорости полета, силы и направления ветра, а также инерции падения бомбы в момент ее отделения от самолета. В среднем, для того чтобы попасть в объект бомбометания с высоты 3 километров, самолет должен сбросить бомбу на расстоянии, примерно, в 1 километр от объекта. Условная окружность, образуемая точками сбрасывания бомб вокруг объекта, называется воронкой бомбометания. Особенность полета бомбардировщика заключается в том, что при подходе к воронке бомбометания, то есть непосредственно перед сбрасыванием бомбы, он должен лететь боевым курсом, то есть абсолютно прямолинейно и на постоянной высоте. Для разных систем самолетов, прицелов и в зависимости от степени подготовки экипажей время полета на боевом курсе будет неодинаковым; но в среднем его можно принять равным 30 секундам. Это значит, что при скорости 300 километров в час и на высоте полета в 3 километра бомбардировщик должен лечь на боевой муре на расстоянии 4 километров от объекта нападения. Это расстояние определяет внешнюю границу так называемого пояса боевых курсов, окружающего объект бомбардировки.

Зенитная артиллерия находится в наилучших условиях стрельбы, когда она встречает противника наибольшей массой своего огня в момент подхода к поясу -роевых курсов и на самом боевом курсе. Здесь бомбардировщик связан боевой задачей, он не может маневрировать, ибо всякое отклонение от курса приведет к неточности бом-бомета!у!Я.

Мы ме знаем, как были расположены зенитные средства Мадрида, мы не знаем также, каким количеством этих средств располагали республиканцы. Но не подлежит сомнению, что организация зенитно-артиллерий'ркой ооороны Мадрида встречала большие трудности," вытекающие из самого расположения воюющих сторон. Батареи были вынуждены беспрепятственно допускать противника к западной окраине города, но так как там проходил фронт мятежников, не могли быть достаточно хорошо организованы своевременное предупреждение, целеуказание и т. д.

Теперь читателю должно быть ясно, что ПВО крупного населенного- пункта представляет собой сложную систему средств и мероприятий. Недостаточно иметь истребителей и зенитную артиллерию; надо обеспечить их своевременный ввод в бой и организовать взаимодействие этих средств. Боевое взаимодействие истребителей с зенитной артиллерией может привести к решающему успеху в борьбе с бомбардировочной авиацией.

Что представляет собой современный истребитель?' Это легкий одноместный или двухместный самолет с небольшим запасом горючего, но зато оснащенный мощным вооружением. Легко понять, какой массой огня располагает такая машина, если она несет на себе до четырех пулеметов, а иногда и пушку. Прибавьте к этим качествам стремительную маневренность истребителя, его огромную скорость, и вы согласитесь с тем, что в схватке один на один бомбардировщику трудно оправиться с этой машиной.

Действительно, в одиночном воздушном бою истребитель нередко имеет преимущество перед тяжелым самолетом. Но совсем иную картину мы наблюдаем во время массового воздушного боя. Сила истребителей значительно проигрывает, когда они нападают на бомбардировщиков, летящих в строю сомкнутой группой.

Это происходит потому, что строй бомбардировщиков позволяет машинам оказывать друг другу взаимную огне-

При подлете к воронке бомбометания бомбардировщик летит на «боевом курсе», то есть абсолютно прямолинейно, Если начертить все возможные боевые курсы вокруг цели бомбометания, получится полоса пространства, опоясывающая внешнюю границу объекта бомбардировки. Зенитная артиллерия может нанести наибольший ущерб бомбардировщикам благодаря тому, что они вынуждены лететь по прямой. Следовательно, выгодно располагать позиции зенитных батарей так, чтобы их огонь был сосредоточен над поясом боевых курсов. Как видно из рисунка, при обороне Мадрида батареи должны были бы располагаться на западном берегу реки Мансанарес, то есть на территории, занятой мятежниками, что, разумеется, было невозможно.

вую помощь. Зоны обстрела всех пулеметов и пушек создают как бы «огневой еж» вокруг бомбардировочной группы. Естественно, что 10—12 хорошо вооруженных самолетов-бомбардировщиков превосходят своей огневой мощью не только одиночного истребителя, но даже и равную истребительную группу.

Но совсем иначе обстоит дело с зенитным огнем. Чем плотнее строй бомбардировщиков и чем больше их группа, тем легче зенитной артиллерии поразить врага. Поэтому под огнем зенитной артиллерии бомбардировщики стремятся разлететься, разредить свой строй.

Этими противоречивыми условиями полета должна пользоваться система ПВО. Выгодно, следовательно, атаковать бомбардировщиков истребителями до входа противника в зону зенитного огня и заставить его попасть под огонь в сомкнутом строю; когда огонь зенитной артиллерии вынудит группу разомкнуться, отдельные оторвавшиеся самолеты атакуются истребителями; и как только враг вышел из-под обстрела зенитной артиллерии, истребители вновь атакуют его, пока бомбардировщики не успели сомкнуться и восстановить свою огневую мощь.

ПВО Мадрида едва ли была на большой высоте даже до начала фашистского мятежа в Испании. Ее пришлось спешно создавать при совершенно недостаточных ресурсах, в огне гражданской войны. Ей пришлось выполнять свою задачу в невероятно трудных и сложных условиях при наличии явного технического превосходства противника. Поэтому было бы неправильно делать вывод о слабости средств ПВО в борьбе с авиацией; наоборот, мы должны с глубоким чувством солидарности и восхищения отметить мужество и героизм воздушных защитников Мадрида, которые нанесли сокрушительные удары фашистским убийцам, бросившим на республику самые совершенные образцы техники разрушения.

ар