Техника - молодёжи 1937-04, страница 41Черпание бумажных волокон. слой на гладкую доску. Так можно уложить до 1 тыс. листов. Потом сверху кладут другую доску и прессуют 'бумагу. При этом опять отделяется вода. Тогда листы поднимают медной иглой и помещают их для просушки на стену раскаленной печи. Наибольшее распространение получила в Китае бумага, сделанная из бамбука, луба шелковицы, рисовой соломы и водорослей. Тряпка и очесы волокна сравнительно дороги и употребляются мало. Приготовленная кустарным способом китайская бумага, на которой пишут кисточкой лишь с одной стороны, настолько .прочна, что сохраняется многие столетия, почти не изменяя своего внешнего вида. Древнейшие образцы китайской бумаги, относящиеся к IV в. и более раннему периоду, найдены знаменитым шведским путешественником - Свен-Гедином в Восточном Туркестане. Там же, в оазисе Турфая, сохранилась бумага, выработанная в 399 г. из растения рами и луба шелковицы. Бумага в Китае всегда была очень дешева и получила широкое распространение. Уже очень давно там употребляются бумажные носовые платки, салфетки, зонтики. Вместо стекол в окна вклеивается бумага. В IV в.^ богатые китайцы стали оклеивать свои жилища ярко окрашенными бумажными обоями. . В торжественных, случаях из бумаги делаются огромные изображения добрых и злых духов, разных животных, фонарики и многое другое. Еще недавно устраивались огромные пагоды -и арки, сделанные из -бамбукового каркаса, оклеенного бумагой. Широко распространенное употребление бумаги натолкнуло китайцев на изобретение печати. Теперь уже окончательно и бесспорно разрушена легенда о том, что книгопечатание изобрел в -XV в. немец Гутенберг. Еще в IV в. в Китае были известны гравированные доски, с которых делались оттиски рисунков и- рукописей. Пользуясь печатью, китайское правительство, начиная с VIII в., стало выпускать на прекраснейшей бумаге деньги. 'Вот что пишет о них знаменитый путешественник Средних веков Марко Поло: «В городе Камбалу есть монеты великого хана, о котором можно сказать, что он владеет тайной алхимиков, потому что он умеет делать деньги (из бумаги). Когда бумага готова, ее разрезают на куски различной величины, почти четырехугольники, впрочем, иногда более в длину, чем в ширину. Самый маленький из них ходит за малый грош, несколько побольше —- венецианский серебряный грош, другой — два гроша, потом есть пять и десять грошей. Другие куски ходят по одному, по два, по три и даже по десять золотых византинов. Все эти бумажки такой великолепной и тонкой работы, как будто бы они из настоящего литого серебра или золота. Чиновники, нарочно для того поставленные, не только выставляют свои имена на каждой бумажке, но и прикладывают к ней свои печати. Когда же все они по порядку сделают это, главный монетчик, приставленный его величеством, опускает в киноварь вверенную ему печать и прикладывает ее к бумажке, на которой потом и выходит красное крупное клеймо. Таким образом бумажка получает силу настоящей монеты, а кто стал бы подделывать ее, наказывается, как самый важный преступник». В XI в. кузнец Пи-Шенг изобрел подвижные письменные знаки, сделанные из обожжённой глины. Китайский писатель первой половины XIV в. Шен-Куа дает такое "описание изобретения Пи-Шенга: («Его способ состоял в следующем: он брал липкую глину и нарезал на ней тонкие буквенные знаки. Вырезанный таким образом знак представляет отдельную 'букву. Затем он выдерживал эти буквы на огне до полного отвердения. До этого он подготовлял железную пластину и заливал ее смесью смолы, воска и бумажной золы. Приступая к печати, он брал железную раму и устанавливая ее на упомянутой выше доске. В эту раму он вставлял отдельные буквы, тесно прижатые друг к другу. Когда рама заполнялась, она образовывала как бы единую твердую |Сушка бумажных листов. массу шрифта. Он помещал ее близ огни и слегка нагревал!, Когда масса на обороте шрифтов слегка нагревалась, он брал совершенно гладкую доску и прижимал ее к поверхности так, что .масса шрифтов становилась (на обороте) столь же ровной, как оселок для бочки». В 1314 г. вышла напечатанная подвижными знаками краткая история китайской типографской печати, написанная Ван-Ченгом. В это время глиняные знаки были уже заменены оловянными и деревянными. В Восточном Туркестане найдено много таких шрифтов, относящихся к самому началу XIV в. В XV в. в Китае широко распространилось корейское изобретение — подвижной металлический шрифт. Искусство приготовления 'бумаги было -объявлено китайским правительством государственной тайной. Всяко-' му, «то осмелился бы раосказать чужеземцу, как делается бумага, -грозило тяжелое наказание. Свой замечательный материал -для письма китайцы предпочитали вывозить за границу в .готовом виде и выгодно продавать. Конечно, покупатели стремились раскрыть секрет, и вопреки всем запрещениям и угрозам китайских императоров искусство изготовления бумаги постигли и другие страны. В VI в. бумага проникает в Корею, входившую тогда под названием Куд-ру в состав Китайской империи, а из Кореи она была завезена в Японию. В VIII в. выработка бумаги началась в г. Самарканде, а оттуда через Ирак и Египет проникла в Европу. 39 |