Техника - молодёжи 1937-04, страница 61Учитесь рассматривать фотографии Я. ПЕРЕЛЬМАН На страницах нашего журнала часто печатаются фотографические снимки, но едва ли многие из читателей знают, как нужно их рассматривать. Казалось бы, тут и знания никакого не надо: взять журнал в руки, раскрыть и глядеть. Дело, однако, не так просто, как Представляется большинству. Бели вы хотите получить от снимка все то, чю он может дать, надо рассматри-вать его, руководствуясь тремя правилами: смотреть на фотоснимок только одним глазом; помещать снимок так, чтобы глаз находился против середины фотографии, на перпендикуляре к ней; держать снимок в таком удалении от глаза, в каком находилась каосе-та фотоаппарата от его объектива в хомент съемки. Один и тот ме палец кажется измененным, если посмотреть на него отдельно левым или правым глазом. Только тогда снимки получают глубину и рельефность: передний план отделяется от заднего, далекие части отступают назад, вся картина приобретает больше выразительности. Выберите снимок, в котором имеются передний и задний планы, закройте один глаз и поместите снимок отвесно перед собой, так, чтобы открытый лаз приходился против середины фо тографии, которая должна быть хорошо освещена. Теперь медленно придвигайте снимок к глазу. iB большинстве случаев вам удастся, после ряда проб, уловить такое положение снимка, когда изображенная на нем картина станет рельефной. Близкие детали выступят вперед, далекие отойдут назад; предметы сделаются как бы телесными. Снимок находится на нужном расстоянии от глаза. Такие опыты можно проделывать не только с подлинными фотографиями, но и с воспроизведениями их в печати, например с иллюстрациями нашего журнала. Почему же не наблюдается этот эффект при рассматривании двумя глазами? Чтобы понять это, нам придется остановиться на особенностях двуглазого и одноглазого рассматривания предметов. Когда мы смотрим двумя глазами на предмет не слишком далекий, он рисуется неодинаково на дне (сетчатке) правого и левого глаза. Простейший пример этого дан на рисунке, на котором изображено, в каком виде представляется палец, помещенный близ нашего лица; различие нетрудно обнаружить. Эта неодинаковость изображений и является причиной того, что предмет воспринимается нами не как плоская картина, а как телесная вещь: ведь от v плоской картины оба глаза получают одинаковые изображения. Единственная причина восприятия глубины заключается в том, что оба глаза получают не тождественные впечатления. В правом глазу рисуется не совсем то, что в левом, я оба впечатления сливаются нашим сознанием в один телесный образ. Правильность этого соображения доказывается действием стереоскопа. В этом приборе каждый глаз наблюдателя видит только ту фотографию, которая ему соответствует; сознание же сливает оба снимка в один об- Простейший стереоскоп. раз, но не плоский, а телесный. Вероятно, многим читателям знакомы поразительные ' эффекты, порождаемые этим прибором: плоская картина получает глубину и рельефность, предметы становятся выпуклыми, вода приобретает свой характерный блеск. Несложный опыт может доказать нам, что, только глядя двумя глазами, мы воспринимаем глубину и можем правильно оценивать расстояние до наблюдаемого . предмета. Возьмите карандаш и держите его перед собой в слегка согнутой руке. Закрыв один глаз, двигайте постепенно палец другой руки, стараясь наткнуться им на карандаш. Задача кажется легкой, но в большинстве случаев палец проходит мимо карандаша из-за невозможности правильно оценивать расстояние одним глазом. Теперь понятна роль двуглазого зрения при рассматривании трехмерных предметов. Поэтому-то не следует смотреть двумя глазами на плоскую фотографию. Одинаковость изображений в правом и левом глазу подсказывает сознанию, что перед Возьмите карандаш и держите его перед собой в слегка согнутой руке. Закрыв один глаз, двигайте постепенно палец другой руки, стараясь наткнуться им на карандаш. В большинстве случаев палец проходит мимо карандаша. 59 |