Техника - молодёжи 1937-04, страница 62

Техника - молодёжи 1937-04, страница 62

i

=Xi •

Фотоаппарат „видит' натуру под тем же углом, под которым изображение на стекле кассеты видно из объек-

нами не телесный предмет, а плоская картина.

Объясним теперь важность соблюдения двух остальных правил. Фотоснимок запечатлевает ту картину, которую «видел» фотоаппарат в момент съемки. Чтобы наблюдатель, гладя на снимок, воспринял то же самое, необходимо поставить его глаз относительно снимка в такие же условия, в каких находился объектив фотоаппарата относительно натуры. Фотоаппарат прежде всего «смотрит» одним глазом, и то, что запечатлевается на светочувствительной пластинке, предназначено для одноглазого зрителя. Отсюда мы извлекаем лишний довод в пользу одноглазого рассматривания.

Взгляните на рисунок, упрощенно изображающий путь лучей от снимаемой натуры, через объектив фотоаппарата, к чувствительной пластинке в кассете камеры. Вы убеждаетесь, что фотоаппарат «видит» натуру под углом I, и под тем же углом из объектива видно изображение этой натуры на стекле кассеты: угол 1 равен углу 2. Значит, если мы хотим от готовой фотографии .получить .впечатление натуры, мы должны поместить глаз в точке, которая расположена относительно снимка так же, как (объектив был расположен относительно кассеты. Отсюда и вытекают основные правила рассматривания фотографий:

1) смотреть одним глазом, который

2) расположен против середины

3) на расстоянии, равном тлубйне фотоаппарата.

Закрыть один глаз и поместить второй против середины фотоснимка возможно всегда. Труднее удалить фотографию на расстояние, равное глубине фотоаппарата. Имея в руках готовый снимок, вы обычно не знаете глубины того аппарата, который его снимал; (цриходится улавливать расстояние рядом проб. Нередко бывает, что глубина камеры короче того наименьшего расстояния, в каком нормальный глаз ясно различает предметы. Близорукие имеют в этом случае преимущество перед людьми с нормальным зрением: они могут, без ущерба для ясной видимости, придвигать рассматриваемый снимок близко к глазу.

Впрочем, нормальному глазу легко можно помочь увеличительным стеклом: линза, увеличивая все размеры фотоснимков, соответственно удлиняет и то наивыгоднейшее расстояние, с какого следует рассматривать снимок. Здесь 'кроется и непонятный для многих секрет удивительного действия двояковыпуклого стекла на фотографии. Известно, что многие снимки, при рассматривании через большую лупу, приобретают глубину и рельефность, вполне напоминая стереоскопические фотографии. Существуют даже приборы для такого рассматривания. Читателю, надеюсь, ясна теперь несложная причина этого явления.

Подобно двояковыпуклому стеклу, действует и увеличение размеров снимка. Увеличенная фотография

имеет и соразмерно удлиненное наивыгоднейшее расстояние для ее рассматривания. Так как картины, про-ектируемые на киноэкран, не что иное, как увеличенные фотоснимки, то понятна и наблюдаемая иногда рельефность кинокартин. Точка наивыгоднейшего рассматривания кинокартин расположена против середины экрана и на довольно большом расстоянии от него, так как увеличение мелких кадров ленты до размеров экрана порождает и соответственное удлинение расстояния наилучшего зрения.

Требование одноглазого рассматривания в этом случае отпадает, так как при рассматривании далеких предметов изображения в правом и левом глазу получаются почти одинаковыми. Воем известно, что в кинотеатрах самые лучшие места —средние, но лишь немногие знают, чем это обусловлено.

Если теперь читатель, пользуясь сделанными здесь указаниями, будет рассматривать снимки, воспроизводимые на страницах нашего журнала 1, он увидит на них гораздо- больше, чем видел до сих пор.

«Замечательно,—писал еще полвека назад выдающийся английский физиолог В. Карпентер, — что эффект этого' способа рассматривания фотографических, картин не ограничивает--ся выделением телесности предмета... Если смотреть на изображение воды обоими глазами, поверхность кажется вооковой; но если смотреть одним глазом, в ней часто замечается поразительная прозрачность и глубина. То же можно сказать и относительно различных свойств поверхностей, отражающих свет, например, бронзы и слоновой кости».

') Например, фотографию Крымского мост! на стр. 47 Л* 7 за 1030 г. (наивыгоднейшее рагстоя-

стояние Сг<ж'оло>'1б "°"ера (ианвыг°А"в§ше"Нра™

ПОЧЕМУ ЗВЕЗДЫ НЕ ВИДНЫ ДНЕМ?

Днем/ясное небо .так же обильно усеяно звездами, как и ночью, .однако, мы не различаем их. Почему? Причина не только в том, что днем светит солнце, но еще и в том, что наш земной шар окружен воздушной оболочкой. Частицы воздуха разбрасывают падающие на них солнечные лучи по всем направлениям; для наших глаз они словно превращаются в звезды, испускающие лучи; и так как рассеиваемый ими свет сильнее света настоящих звезд, то этот звездный свет тонет в море лучей, разбрасываемых воздушными частицами. Поэтому сквозь сияющий покров земной атмосферы мы не можем различать звезд. Только яркая Венера успешно соперничает иногда со светом атмосферы и пробивает своими лучами брешь в ее ровном фоне.

Если бы атмосферы не существовало, мы видели бы днем над собой совершенно черное нёбо, а на нем при полном сиянии солнца горели бы многочисленные звезды. Такую картину могли бы наблюдать обитатели Луны, если бы они существовали {на Луне, как известно, совершенно от

сутствует воздух). 'В условиях же земной природы, т. е. при наличии атмосферы, мы можем различать звезды на небе только тогда, когда солнце достаточно глубоко спрятано под горизонт и частицы воздушной оболочки перестают рассеивать озаряющие их лучи дневного светила.

Вы можете проделать несложный опыт, который наглядно поясняет это явление. В боковой стенке картонного ящика пробивают несколько дырочек, расположенных наподобие какого-нибудь созвездия. Снаружи на

эту стенку надо наклеить лист Писчей бумаги. Ящик ставят в темную комнату, а внутри него помещают источник света. Тогда на пробитой Ленке явственно выступает созвездие. Это — небо ночью. Зажгите теперь яркую лампу в комнате, не прекращая освещения ящика изнутри, —на боковой стенке звезды исчезают, виден лишь ровный лист белой бумаги. Это — дневное небо. Дневное освещение заставило померкнуть звезды.

Я. ПЕРЕЯЬМАН

60