Техника - молодёжи 1938-02, страница 17

Техника - молодёжи 1938-02, страница 17

тельные данные. Нужна была борьба в воздухе. Но самолеты, выполнявшие разведку, в то время не были вооружены. Самолеты противников нередко встречались в воздухе, но пилоты, летавшие на невооруженных машинах, разлетались в разные стороны и махали друг другу платочками. Воздушная разведка в начале войны не встречала противодействия в воздухе, и обе стороны одинаково свободно работали в чистом небе.

Летчики начали вооружаться сами. Они брали с собой в полет револьверы, карабины. Они начали стрелять друг в друга, но встречи их были случайны. Разведывательные самолеты у обоих противников обладали почти одинаковыми свойствами, и потому догонять противника с целью навязать ему бой они не могли. Для этого требовались машины, хорошо вооруженные, более скоростные, более маневренные, более высотные. Такие машины появились. Это были истребители, которые и дали возможность бороться с разведчиками противника.

Борьба в воздухе началась в 1915 г., уже после того, как окончился маневренный период войны, когда фронт борьбы на земле затянулся сплошной линией окопов и проволочных заграждений и война превратилась в позиционную. Исчезли свободные промежутки между войсками, маневр с целыо охвата и обхода фланга противника сделался невозможным. Чтобы снова приобрести свободу маневра, нужно было сначала преодолеть позиционный фронт. Для этого нужно было прорвать фронт, т. е. разрушить систему укрепленных полос противника; вот почему оружие разрушения — артиллерия — начинает играть в этот период главенствующую роль.

Чтобы действовать успешно, артиллерия нуждается в хороших наблюдательных пунктах. Но с земных наблюдательных пунктов видно далеко не все, что нужно: артиллерия противника, пользуясь неровностями местности, прячется в укрытых местах. А для успешного наступления нужно непременно подавить неприятельскую артиллерию. Следовательно, необходимо поднять наблюдательные пункты возможно выше, чтобы дальше видеть в расположении противника. Такими высоко поднятыми наблюдательными пунктами явились привязные аэростаты и самолеты.

В связи с изменением характера военных действий на земле меняются и формы использования авиации. Теперь авиация начинает работать на артиллерию, •чтобы улучшить ее стрельбу. Самолет превращается в летающий наблюдательный пункт. Перелетев линию позиционного фронта, он видит расположение противника по вертикали сверху, для него нет непросматриваемых пространств, он свободно может наблюдать обратные скаты высот и обнаруживать артиллерийские цели.

Глубина авиационной разведки непрерывно увеличивается. Зарывшись в землю, войска утеряли подвижность. Подготовка к наступлению требует длительного времени. Воюющие стороны, готовясь к наступлению, по нескольку месяцев сидят друг против друга. Для наземных войск наступают длительные периоды затишья на фронте.

Но авиация работает все время, кропотливо собирая данные о противнике. Теперь задача эта становится трудной, так как небо .уже не свободно. Разведывательные самолеты обеих сторон, глубоко проникая в расположение противника, подвергаются нападению летчиков-истребителей, летающих на быстроходных, легких, маневренных, хорошо вооруженных машинах. Разведчик^ теперь тоже вооружены, но атаковать истребителей они не могут, так как не обладают для этого преимуществом в скорости.

t'f

4*

#

m щЩт,

Борьба с налетами неприятельской авиации ведется с земли и в воздухе. На верхнем снимке вы видите, как падает фашистский бомбовоз «Гейнкель», подожженный республиканским истребителем. На нижнем снимке: японский самолет, I сбитый китайской зенитной артиллерией (шанхайский фронт).