Техника - молодёжи 1938-04, страница 46i построены павильоны чикагской выставки «Век прогресса». Такие здания, лишенные своей, казалось бы, самой главной и существенной детали, стали десятками появляться в США за последние годы. Без окон строятся крупнейшие универмаги, склады, фабрики, музеи, концертные залы, кино... Одним из наиболее грандиозных безоконных зданий является Канзасская городская аудитория. В ней расположены огромные, вместимостью по 15 тыс. человек, залы, не имеющие ни одного окна и оборудованные искусственным светом и искусственной климатизацией. С первого взгляда может показаться, что здание без окон архитектурно неприемлемо, что оно лишается одного из основных элементов украшения. Однако и в прошлом создавалось немало замечательных зданий (театров, музеев и т. д.), в архитектурном облике которых окна не играли прчти никакой роли. Безоконными же построены и все здания огромной чикагской выставки «Век прогресса». С внешней стороны они ничего не потеряли, а внутри—выиграли, потому что рационально оборудованное искусственное освещение позволило наилучшим образом обеспечить обзор экспонатов. Идея безоконного строительства все больше привлекает к себе внимание американских архитекторов. В своих доводах «безоконники» ссылаются на Успехи, достигнутые в области искусственной климатизации и искусственного освещения,, и делают отсюда вывод, что окна, служившие человечеству 15 столетий, должны отмереть. «Окна дают нам суррогат воздуха и света, — говорят «безоконники», — наука и техника должны нам дать в безоконных домах полноценный воздух и полноценный свет». Архитекторы-«безоконники» ссылаются на данные современной науки, которая показала, что внешний воздух, особенно в городах, отнюдь помощью современной техники можно создать в помещениях такой искусственный воздух, который будет не менее благоприятен для человека с точки зрения здоровья и работоспособности. Примерно то же самое происходит со светом. Прежде чем лучи, идущие от небосвода, пробьют толщу воздуха и достигнут здания, они теряют свою силу почти на 20 процентов. Окна пропу- Зпдмия екают внутрь лишь небольшую часть лучей, падающих на здание. Стекла и оконные переплеты снижают освещённость еще процентов на 10—30, как бы чисты они ни были. Внутри помещения световые лучи поглощаются запыленным воздухом, а также стенами и предметами, о'крашенными в различные цвета. Как показали исследования, даже гладкая белая поверхность стён поглощает 15% освещенности, желтая краска отнимает 60%, тёмнокрасная—80%, а черный цвет, особенно черный бархат, поглощает почти все падающие на него лучи. В результате до листа бумаги, на которой человек пишет, или до книги, которую он читает в закрытом помещении, доходит всего одна тысячная освещенности небосвода. Мало того, проходя сквозь обычное оконное стекло, солнечные лучи теряют также свое благотворное влияние на человеческий организм. Известно, что солнечные лучи способствуют улучшению общего обмена, укреплению мускулатуры и восстановлению изношенных клеток организма. Они успокаивающе действуют на нервную систему, улучшают кислородное питание клеток и, что особенно важно, оказывают гибельное действие на различные вредные бактерии. Этими целебными свойствами особенно обладают фиолетовые и ультрафиолетовые лучи (достаточно сказать, что бактерии, которые выживали в красных лучах по девять часов, в ультрафиолетовых гибли через секунду), но именно эти ультрафиолетовые лучи почти не проникают через обыкновенное оконное стекло, -которое, к тому же, снижает и Безоконное здание универмага. 44 |