Техника - молодёжи 1939-02, страница 65ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ СОДЕРЖАНИЕ О СТАТЫ: А. РИВЛИНА «СИФОННЫЙ ГИДРОУЗЕЛ» В № Ю журна ia за 1938 г помещена ста.ья А. Рналина, посвященная описа н г!ю фантастического проекта переброски водь из Черного моря в Касгийское через перевали Кавказских гор при помоши оОычного сифона. Как было после этого отмечено в письмах многих читателей, этот проект неосуществим Действительно вода в сифоне может поднимать* я на высоту практически не более 9,5 см, в го время как перевалы Кавказских гор *.ежат на сотни метров выше уроьня миря. Б грсчем, основное затруднение состоит совсем не в сифоне. Дело ь том что вместо обычного сифона, где вода перемещается под действием атмосферное о давления и собственного весь, можно взять ,-ифон электрически* С по» ощью электрического сифона подается например, веда из Волги ® Москву по канал' Мискьа — Волга. Как указывает а своем письме в редакцию К. И. Нестеренко, электрический сифог предстачляет собой комбинацию электромоторов с насосами на подъемной ветви сифона и систему гидриэлектрогенв' рз.оров на нисходящей ветви Вода, опускаясь по более дли и ной ветви сифина. будет вращать гидр< генераторы. Часть выработанной электроэнергии пойдет на подъем воды, т. г на приведение в движение электромоторов иа-сосных станций. И только та часть энергии, которая будет зыраба-тыва-ься за счет падающей воды ча последних 26 м (разность уровней Черного и Каспийского морей) нисходящей ветви, может быть использоьана для общего потреблен и. Таким образом, предложение т. Ривлина в эгом отношении не является нереальным. Существуют иные причины, которые заставляют считать проект Ривлина совершенно нереальным. Дело в том. что испарение воды с поверхности Каспийскою моря происходит весьма интенсивно, поэтому ься подаьагмая из1 (е^ного моря вода быстро испарялась Ьы, оставляй в воде Каспийского моря значительное количество соли. г»то привело бы к постепенному осо-лонеьию Каспийского моря с весьма печальными последствиями для рыбного хозяйства. Кроме того, самая длина трубопровода, проложенного в горах, столь значительна, что стоимость такого трубопровода может сделать в сь проект совершенно нерентабельным. Между тем известны гораздо более простые методы переброски пресной Виды из областей, смежных с бассейном реки Волги, в эту реку и в Каспийское море, ттпбы компенсировать усиленное испарение воды с поверхности. Наиболее простой путь — это запроектированный теперь канал Волга — Дон. а также проекты связ ч бассейна Псчор! с лриюками Волги н переброска воды оттуда ь Каспийское море Таким образом, статьг Ривлина содержит несколько грубых ошибок, причем вопрос о сифоне является хотя и наиболее заметной, но как раз легко исправимой ошибкой Проф Г. ПОКРОВСКИЙ Навстречу XVIII съезду ВКП(б) . Как и почему пооедила Советская страна соединенные силы англо-франко японо польской интервенции и буржуазно-помешичье-белигвардейской кенторево лоции в России Годовщина великих побед Полковник 3 ТРОФИМОВ —Пехота .......... Полковник Е. БОЛТИН - Больше-вик-полководец ... НА УКА И ТЕХНИКА Л. ЖИГАРиВ — Артиллеристы республиканской Испании - A. ФЕДОРОВ кандидат технических наук — Печи Сез топлива B. ПОДРЕЗОВ — * Двухмерные» вещества Новый автобус Л. РИХТЕР —Пулково В СМИРНЯГИН - По веков Л. НИКОЛАЕВ — Чай Н. ПАШИН-Сахар..... Ю. ДОЛГУШИН -Генератор чудес ........... 3 ГЛИКМАН — Новые шахтные лампы . ...... Б. МАЗЕ — Гараж без стеи ■ . • А. АНГАРСКИЙ — Глубокое бурение ............ Грузовой мотоцикл . . П ГРОХОВСКИЙ—Окно в будущее ступеням 11 15 19 22 25 28 29 32 36 37 40 47 4Ь 49 52 53 ЗА РУБЕЖиМ 56 БОГАТСТВА НАШЕЙ СТРАНЫ В. \ДАМЧ^К —Же-езная степь . 58 ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ «ЗАГАДОЧНЫЙ СЛУЧАЙ» (см № 1) ' :м, кто знаком с устройством киноаппарата, известно, что в каждую секунду на зкран проектируются один за другим 16 кадров (отдельных картинок), а-в звуковом кино даже 24. В моменты смены одного кадра другим экран на шк^венис затемняется чтобы зритель не замечал смены кадров. Для этой цели служит специальный диск—оотюратор с тремя секторными вырезами. Очевидно, Володя произвел снимск как раз в тот момент когда происходила смена кадров и экран был погружай в темноту. Если бы он сделал несколько снимков, некоторые из них, конечно, были бы удачными Наверно, каждому приходилось видеть в кино, как в самой картине по ходу действия демонстрируется еще какая-либо картинч. При съемке таких картин принимают особые меры для того, чтобы съемочный аппарат вращался так же, как и тот. который демонстрирует для первого кар'..ну, или, как говорят, чтобы оба аппарата вращались синхронно. В противном случае ш лучались бы искажения картины или даже пол ная темнота, как у Володи Кассетова. Такой же случай имеет место при одиом способе трюковых съемок, когда киноактеры играют перед экраном, на котором демонстрируется специальным проекционным аппаратом тот или иной движущийся фон. В jtom случае съемочный аппарат также долж-'н вращаться синхронно с проекционным. занимательная техника я ПЕРЕЛЬМАН -В чем секрет? 61 я ПЕРЕЛЬМАЬ — Сердце как двигатель . ......— Д. ЗЫКОВ— Мечты и действительность ..... ... 62 КРОССВОРД 63 Ответы На крОССВОрД.....— ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ 64 Ответ на за 1ачу .......— Обложка художника К, АРЦсУЛОВА Отв. реёакп.ор полковник Е. БОЛТИН Зам. отв. ред. инж. А. ФЕДОРОВ Оформление Н. НЕМЧИНСКОГО Кор ренте ры ЛЦБОВА и О КОВАЛЕВСКАЯ riwiiiOMO^oi ■ it а», I \ '530. С. "ho о • б„0 VII '9-8 г. и щИиШО к uoii'i J/II 193ii 1, Детнздат ЛI 2130. 8 печ. л. 65 x91V. Зак I65B Тир ЮАООи Фабри ■ с I d км |ги Изд-ва датской штерлуры |ДК Й IkCmTMuckbi Су.шевскпй_валГЖ
|