Техника - молодёжи 1939-06, страница 23

Техника - молодёжи 1939-06, страница 23

О ВОДЕ *

В. СМИРНЯГИН и Е. цитович Рисунки Л. СМЕХОВА

I ФаЛ21<

m т?'

1кг прои<ходит и*

ВОЛЫ. fc^AA-HASAAO,, &С1Г0

АО Н.Э.

Две трети земной поверхности покрыты морями и океанами. Тысячи рек пересекают материки. Лед и снег лежат на огромных пространствах земного шара. Все это вода. Водяные пары насыщают воздух. 360 тыс. кубических километров воды ежегодно испаряется с поверхностей морей и океанов. Вода входит в состав всякого живого о'рганизма, она содержится в растениях, тканях животных. Человек в клетках своего тела носит до 70% воды.

Еще древнегреческие философы замечали, что без воды .растения и животные гибнут; что многие вещества, попадая в воду, как бы исчезают, растворяясь в ней; что вода может превращаться в пар — «в воздух». Обобщая все эти наблюдения, греческий философ Фалес Милетский, живший в VI веке до и. э., пришел к выводу, что «все происходит из воды, вода — качало всего».

Живя на берегах рек и морей, человек с незапамятных времен наблюдал различные явления, связанные с водой и ее свойствами. Он привык к ним, постепенно научился ими пользоваться, но долгое время не мог найти им правильного объяснения. Далеко не сразу люди сумели понять причины даже такого сравнительно простого явления, как плавание в воде твердых тел.

Объяснить плавание тел пытался еще великий философ древности Аристотель (IV век до н. э.). Он разделял все тела на две категории. Одни, составляющие большинство, тяготеют к центру Земли; другие же, наоборот, по мнению Аристотеля, якобы наделены особым свойством, которое заставляет их удаляться от центра Земли. Эти последние, как, например, дерево, пробка, воск, всплывают на поверхность, какой бы формой они ни обладали. Что же касается тел, тяготеющих к центру Земли, то они могут тонуть или плавать, в зависимости от их формы и количества воды. Так, комок глины потонет, а плоская чаша, сделанная из той же глины, будет плавать.

Первый ученый, который смог опровергнуть аристотелевскую ошибочную теорию плавания, был Архимед, живший в городе Сиракузах в 287— 212 гг. до н. э. Этот ученый, которого называют гениальным инженером древности, был прямой противоположностью замкнутому в своих философских измышлениях Аристотелю.

Однажды сиракузский царь Гиерои заказал мастеру золотую корону.

^ЛО&УЧКТЬ f

?АВц<ИТ / I

ОТ ИХ /

Мастер принес готовую корону, вес которой точно равнялся весу полученного им золота. До царя дошли слухи, что мастер все же утаил значительную часть золота, заменив его серебром. Придворным ученым было поручено выяснить это, не повредив короны. Задача оказалась трудной и заинтересовала даже Архимеда. Архимед знал, что золото тяжелее других металлов и если в короне действительно примешано серебро, то-объем ее должен быть больше, чем объем такого же по весу куска золота. Но как определить объем изделия, украшенного сложными узорами? Архимед упорно думал над этой задачей. Однажды, садясь 8 наполненную до краев ванну, он заметил, что вода переливается через край тем больше, чем больше погружается в ванну его тело. Это сразу натолкнуло Архимеда на блестящую догадку. «Эврика! Эврика!» (Нашел! Нашел!) закричал он в восторге от своего открытия. Способ был найден. Достаточно было погрузить в сосуд, наполненный водой, корону, а затем кусок золота такого же веса и сравнить, сколько воды вытеснено в том и другом случае, чтобы сразу обнаружить разницу в их объемах. Если корона вытеснит больше воды, значит и объем ее больше. Другими словами, ее удельный (т. е. относительный) вес меньше, чем у золота.

Трудно сказать, насколько этот рассказ соответствует действительности, но несомненно, что Архимед первый установил понятие удельного веса, а в связи с этим — и причины плавания тел. До нашего времени сохранился трактат Архимеда, в котором он с гениальной для того времени ясностью объясняет это явление. Архимед утверждает, что плавание тел зависит только от их удельного веса.

Трактат Архимеда, названный им «О плавающих телах», положил начало науке о свойствах жидкостей— гидростатике. В этом трактате Архимед вывел свой знаменитый закон о том, что всякое тело при погружении в воду теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость, взятая в объеме этого тела.

Труды Архимеда были забыты последующими учеными. Гидростатика разделила судьбу многих других отраслей точного знания. Столетия церковного засилья задержали развитие научной мысли. Средневековые схоласты возвели в непоколебимую догму учение Аристотеля.

Только в 1586 г. фламандский ученый Стэвин в опубликованной им книге «Начала гидростатики» снова пытается внести ясность в вопрос о причинах плавания тел. Хотя в этой

Т£ЛО, ПОГРУЗИ H0Z Б идкоам

ТХ№Т В

5 X\\Wyi BKI1

\ о...

1 ^'ЧТСАЬКО, |

(ко/мо

Fbic/it кссщ,

|И*ТАЯ Р josizni Itiaa

Г£УОН|

АЛЕКСАН-ДГИЙСКИЙ!

' Пар,образующийся прм I

1 кипении 1

/)£им/енмс тел