Техника - молодёжи 1939-07-08, страница 18

Техника - молодёжи 1939-07-08, страница 18

ели ни одной стороне решающего успеха. Между тем уже в конце 1916 г. стало ясно, что позиционный период, подобно первоначальному маневренному, принес с собой неожиданности и противоречия, которые наталкивали на поиски новых форм боя.

В Значительной степени это объяснялось тем, что появились новые боевые средства: ружья-пулеметы, легкие 37-миллиметровые пушки, удобные для наступательных операций; появились, наконец, и танки, эта артиллерия на ходу, сопровождающая пехоту в ее атаках. Новым, все возрастающим условием успеха становилось и господство в воздухе. Первые бомбардировки с воздуха не причиняли противнику большого урона и имели скорее «моральное» значение. Но уже в 1915 г. самолеты и их вооружение стали совершенствоваться и специализироваться. На борту аэропланов появились пулеметы. Летчики постепенно приучались к групповым, точно рассчитанным действиям. Самолеты вели разведку, поддерживали связь, бомбили и разрушали укрепления в глубине неприятельского фронта. Пользуясь сигнальными приспособлениями и радиотелеграфом, летчики корректировали стрельбу дальнобойных орудий и тем самым помогали разрушать глубоко расположенные участки обороны, Огромное значение приобрели также отравляющие вещества и .химические снаряды, '

Все эти боевые средства давали возможность значительно быстрее преодолевать укрепленную полосу на всю ее глубину. Техника определенно подстегивала тактику и заставляла снова пересматривать методы ведения боя. В результате такие важные условия успеха операции, как внезапность и подвижность, снова начинают выдвигаться на первый план.

Русская армия, несмотря на убогую оснащенность техникой, первая сумела добиться внезапности, осуществив так называемую Брусиловскую операцию, которая закончилась полным прорывом австро-германского фронта. Летом 1916 г. в Галиции Брусилов применил новый метод внезапного комбинированного удара по всему фронту. Излагая свой принцип, Брусилов пишет, что массированный фронтальный удар на узком участке, к которому прибегали на Западе, требует такой громоздкой и длительной подготовки, что она не может остаться незамеченной. «Противник, безошибочно определив выбранный пункт удара, имеет полную возможность собрать к назначенному месту и свою артиллерию и свои резервы и принять все меры для того, чтобы отразить удар».

«Во избежание- вышеуказанного важного неудобства, — пишет далее Брусилов, —• я приказал не в одной, а во всех армиях вверенного мне фронта подготовить по одному ударному участку, а кроме того, в некоторых корпусах выбрать каждому свой ударный участок и во всех них немедленно начать земляные работы для сближения с противником. На вверенном Мне фронте противник увидит такие земляные работы в 20—30 местах. Таким способом противник лишен возможности стягивать к одному месту все свои силы и не может знать,

е будет ему наноситься главный удар, меня было решено нанести главный удар в 8-й армии, в направлении на г. Луцк, куда я и направлял мои главные резервы и артиллерию; но и остальные армии должны были наносить каждая хотя и второстепенные, но сильные удары, и, наконец, каждый корпус на какой-либо части своего боевого участка сосредотачивал возможно большую часть своей артиллерии и резервов...»

Брусилов тщательно разработал предстоящую операцию. Указания по производству атаки были составлены сжато и продуманно. В них, в частности, указывалось, что «пехота должка атаковать волнами цепей, следующих друг за другом, не отставая, а подпирая передние. Таких волн для главной атаки оС.^эовывать не менее трех-че-тырех, а за ними иметь резервы для разви-

Рисунок изображает появление одного из первых «сухопутных броненосцев» при атаке деревни Флер к северу от Соммы (15 сентября 1916 г.). Танки наводили на немцев панический ужас.

сыпано, много винтовок разбито и большая часть пулеметов вышла из строя. Однако не иллюзия ли это? Выстрелы из окопов все езде продолжаются».

Огорошенные неожиданным Сопротивлением и утомленные движением по изрытой воронками местности, германцы скрро останавливаются. На следующий день немецкая артиллерийская подготовка возобновляется с новой силой. Французские позиции окутаны сплошной завесой пыли и дыма от разрывов. Кажется, что там никто не может уцелеть. Германцы переносят свой огонь вперед? Классический прием. Начинается атака,

«Атака германской пехоты? Какое облегчение!» записывает в своем дневнике один из участников обороны. Французская пехота не только не погибла вся под этим

лей. Воронки от снарядов хотой и превращались в новые, непреодолимые очаги сопротивления.

Эти -упорные систематические атака и контратаки под Верденом оказались кровопролитнее самых жестоких маневренных боев. Верден превратился в гигантскую «мясорубку», в «мельницу», в которой было «перемолото» снарядами более ста немецких и союзных дивизий и уничтожено 900 тыс. человек.

Французский генерал Колен в своей книге «Высота 304 й Морт-Ом» приводит'воспоминания многочисленных участников вер-денских боев. Вот свежая рота под покровом ночи направляется на передовую линию на смену товарищам. Еще на пути к позициям рота попадает под обстрел тяжелых орудий. Переждав огонь, солдаты занимают передовую линию — ямы, окопы н воронки, оставшиеся от снарядов.

На второй день после ожесточенного артиллерийского обстрела начинается атака германцев. Немцы Думают, что от противника и его средств обороны ничего не осталось: все «вычищено» артиллерией. Они идут смело. «Действительно, большое количество людей было убито, ранено и за-

16

ожесточенным огнем, но сохранила еще способность к сопротивлению. Немецкие цепи снова откатываются обратно, отбитые оставшимися в живых защитниками. На-, завтра бой продолжается.

Ни сражения под Верденом н Соммой, ни попытка французов дать генеральный бой на реке Эн в апреле 1917 г. не прине-