Техника - молодёжи 1939-07-08, страница 15

Техника - молодёжи 1939-07-08, страница 15

ний. При этом рядовые должны были подчиняться ближайшему командиру, хотя бы тот был из другой части. До встречи с противником доходили обычно разрозненные группы пехоты, которые и вступали в рукопашную схватку.

Вот как, например, происходил бой под прусским городом Нейденбургом в середине августа 1914 г. По слабо пересеченному полю на протяжении 4—5 километров катились бесконечные цепи русских солдат: несколько полков наступало на город, защищаемый германцами. Русская артиллерия вела по противнику меткий, но небольшой по плотности огонь. Расположившись за домами, деревьями и другими укрытиями на подступах к городу, немцы встретили атакующие цепи усиленным артиллерийским и ружейным огнем. Там, куда огонь обрушивался с особой силой, бойцы наспех окапывались лопатками или прикрывали ими головы, как щитками. Они стреляли, затем вскакивали и бежали дальше, чтобы снова упасть перед шквалом огня. Перемешались отделения, взводы, батальоны и даже полки. Офицеры командовали случайными группами солдат, которые оказывались поблизости. Подконец атака превратилась в безудержное стихийное движение. Поле было усеяно убитыми и ранеными; атакующие поражались сильным огнем, но остановить их было нельзя. Те, которым удалось добежать, кинулись врукопашную на немцев, выбили их из укрытий и искололи в штыковой схватке.

В первых маневренных боях пехота несла огромные потери. Учитывая чрезмерную уязвимость густых боевых построений, французское командование уже 24 августа 1914 г. издало специальный указ, который их отменял. Указ рекомендовал войскам применять полевую фортификацию, хотя бы в ущерб стремительности наступления, и

предписывал начинать атаку лишь после серьезной артиллерийской подготовки. В других армиях с большим или меньшим опозданием появились подобные же указы. Впрочем, не дожидаясь их, пехота сама все больше и больше закапывалась в землю. Бойцы рыли стрелковые ямы и зачатки окопов. Окапывались и передовые линии обороны и резервные части. Отдельные опорные пункты соединялись между собой ходами сообщения. Фронт разрастался и в ширину и в глубину.

Постепенно образовалось то, что не было предусмотрено никаким предвоенным уставом: пехота зарылась в окопк, замоталась проволокой, — фронт стал сплошным.

У обеих воюющих сторон к этому времени была выбита кадровая пехота, нехватало ни обученных людей, ни снарядов.

В русской армии уже спустя полгода войны ротами стали командовать прапорщики (младший офицерский чин). На фронт приходили новобранцы, из которых многие ни разу не брали в руки винтовки. Они проходили короткое обучение в запасных батальонах, где учебная стрельба заменялась... хлопанием в ладоши, что должно было обозначать залп. Но винтовок нехватало и на фронте. Солдаты брали у крестьян лопаты й топоры. По армиям отдавались приказы вооружать новобранцев кольями, вилами и ручными гранатами. Во время сражения к убитому бойцу бросалось несколько безоружных, чтобы взять его винтовку.

Снарядов нехватало во всех армиях, но в русской их недоставало катастрофически. Пресловутый запас, созданный, по расчетам царского штаба, на год, был израсходован в первые же два-три месяца войны. Царская Россия со своей отсталой техникой не в силах была справиться с растущими материальными требованиями войны. Позже всех и медленнее всех разворачива

ла она свою военную промышленность. Весь 1915 г. русские артиллеристы сидели на «голодном пайке». На некоторых участках фронта разрешалось расходовать не более десяти снарядов в день на орудие. Германцы и австрийцы получили угрожающий материальный перевес. Этим в большой степени объясняется, что на восточ-. ном театре войны фронт стабилизировался значительно» позднее, чем на западном. Пользуясь своим огромным огневым превосходством, немцы развили летом 1915 г. крупное наступление и захватили почти всю территорию Польши.

В этих операциях уже учитываются все уроки первого периода. Тщательная артиллерийская подготовка к атаке начинается за несколько дней.'

Весной 1915 г. в Артуа и Шампани французы и англичане впервые применили массированный артиллерийский огонь на узком участке, сосредоточив до 50—60 -орудий на каждый километр фронта. В Галиции во время Горлицкого прорыва (май 1915 г.) немцы также применили массированный огонь артиллерии. На протяжении 30 километров немцы сосредоточили более 600 орудий, в том числе 160 тяжелых, обильно снабженных снарядами. У русских на этом участке было всего 150 легких орудий и 4 тяжелых, которые к тому же экономили каждый свой снаряд. Мощная артиллерийская подготовка обеспечила немцам крупный тактический успех. И удивительно не то, что германцы в этот период войны добивались успехов, удивительно, что русская армия со своей онемевшей артиллерией и плохо вооруженной пехотой, истекая кровью, все же не потеряла боеспособности. Врага допускали вплотную и переходили к рукопашным схваткам, но так и не дали немцам одержать желанную решительную победу. Русская армия отошла, но не была разгромлена.

Налет уральских казаков на германскую батарею.

13