Техника - молодёжи 1941-01, страница 64

Техника - молодёжи 1941-01, страница 64

ЧЕМ ГОВОРЯТ ЭТИ НАЗВАНИЯ ?

В глубокой древности в дельте Нила, близ города Александрии, на одном из островов, который назывался Фаросом, существовал знаменитый маяк, одно из «семи чудес света». Эта многоэтажная мраморная башня долгое время была высочайшим зданием мира — ее высота достигала 170 метров.

На вершине башни ночью разводили огонь, который был виден далеко в море. Фаросский маяк — величайший маяк древности — просуществовал более полутора тысяч .чет, хотя с годами он несколько потерял свое величие. Башня часто страдала от землетрясений и постепенно разрушалась. В XII веке ее высота составляла всего 30—40 метров, но на ее вершине попрежнему горели сигнальные огни. В XIV веке башня окончательно разрушилась.

Однако слава маяка надолго пережила его. Название острова Фарос стало нарицательным на многих языках. Именем этого острова стали называться маяки и вообще яркие огни, освещающие дорогу. От этого же слова получили свое название и всем известные в наше время автомобильные фары.

Когда европейцы открыли Америку, они впервые познакомились с новым веществом, обладающим исключительной упругостью. Это был застывший сок особых тропических деревьев. Сок вытекал из надреза, сделанного на дереве, густой тягу

чей беловатой жидкостью, и туземцы называли его «кав-чу», что значит «слезы дерева».

Долгое время это вещество не находило себе широкого применения, хотя многие путешественники обращали внимание на его замечательные свойства. Чрезвычайно интересны, например, высказывания французского ученого Кондамина, который в 30-х годах XVIII века был послан с научной целью в Америку и впервые сделал сообщение о каучуке на заседании Парижской Академии наук.

«Вглядитесь, господа достопочтенные члены Академии! — восклицал он, вертя шарик из диковинной смолы. — Этот маленький шарик чудесен более, чем взятые вместе камни всех алхимиков мира». Указывая, что по своим свойствам каучук может быть пригоден для самых разнообразных целей, ученый восклицал: «Кто знает, может эти «слезы •дерева» призваны даже осушить слезы людей, неся с собой подлинное счастье человечества!»

С этого времени за новым веществом на самых различных языках мира упрочилось его родное туземное название — «слезы дерева», «као-чу».

«Гелий считается . элементарным телом, присутствующим на солнце. Он характеризуется яркой линией, видимой в спектроскоп на выступах и пятнах солнца... Линии этой нет в спектре известных элементов».

Такое определение гелия можно прочесть в энциклопедическом словаре, изданном в 1892 году. В то время ученые еще не знали, что этот элемент,"названный «солнечным» (от греческого слова «гелиос» — солнце) находится также и на земле. Желтая линия гелия была обна

ружена с помощью спектроскопа на солнце еще в 1868 году. И только спустя двадцать семь лет известный английский физик Рамзай доказал присутствие гелия на земле, выделив его в свободном состоянии из минерала клевеита. Впоследствии гелий был обнаружен также и в воздухе, правда в очень небольшой пропорции: в 1000 кубометров воздуха содержится всего 5 литров гелия.

В настоящее время техника позволяет выделять гелий из воздуха и минералов в больших количествах. Этим газом наполняют аэростаты и дирижабли. И только название напоминает нам интересную историю открытия этого элемента, который ученые обнаружили сначала на солнце, за миллионы километров от земли, в то время как он находился буквально «под носом» у них, в окружавшем их воздухе.

Гортензия — кому не знаком этот пышный комнатный цветок, вывезенный в Европу из Азии в середине XVIII века! Но вряд ли кто из садоводов знает, что название этого красивого цветка связано с одним важным астрономическим событием.

В 1682 году на небе появилась яркая комета. Выдающийся английский астроном Эдмунд Галлей вычислил, что эта комета движется по очень вытянутому эллипсу и должна будет снова пройти мимо солнца через семьдесят пять — семьдесят шесть лет.

В середине XVIII века вычислениями Галлея заинтересовался французский академик Клеро. Он задался целью доказать, что закон Ньютона может быть приложен ко всем телам, в том числе и к движущимся за пределами солнечной системы. Клеро избра, объектом своих вычислений комету Галлея. В