Техника - молодёжи 1941-02, страница 32ТЕХНИКА ТЕАТРА М. ФЕРТЕЛЬ Фото Л. РИХТЕРА Бал во дворце Потемкина. Сюда нежданно явится Суворов и потребует решения военного совета о штурме Измаила. На центральной сценической площадке, представляющей собой большой круг диаметром в 26 метров, монтируются три картины первого акта: «В Берлине», «Постояльцы», «Нежданный гость». В середине круга возвышается часть декораций сцены второго акта — «Измаильская ночь». Из громадных боковых помещений сцены, так называемых карманов, вывозятся на особых тележках — фурках — полностью оформленные картины. Вот медленно движется кабинет председателя берлинского магистрата. За ним въезжает на круг крестьянская изба. Далее следует роскошный зал с колоннами во дворце князя Потемкина. Сюда во время бала нежданно явится Суворов и потребует решения военного совета о штурме сильно укрепленной турецкой крепости. Сверху, с колосников, опускаются подвешенные на тросах живописные декорации. В глубине сцены развертывается полукругом огромный голубой холст высотой в 25 метров—-«горизонт». Одновременно в боковых карманах собираются картины последующих актов. Таким образом к началу спектакля декорационно оформлены все девять картин пьесы. Если подняться на одну из рабочих гал-лерей, находящихся под самыми колосниками, то оттуда можно увидеть «заряженный», как говорят работники театра, большой круг. Остальные картины ждут своей очереди в боковых карманах. Эту работу, монтаж декораций, выполняет самый крупный цех театра — машинно-декорационный. Ему помогает цех механиков, ведающий техникой сцены. На пульте главного механика имеется набор пусковых кнопок. Отсюда приводится в движение большой круг сцены — барабан, представляющий собой металлическую ферменную конструкцию высотой почти с трехэтажный дом и весом в 360 тонн. Нажимом кнопки механик поднимает или опускает отдельные участки сцены, так называемые столы, разворачивает холст горизонта, спускает висящие под колосниками осветительные софиты. Отдельные сцены, собранные машинно-декорационным цехом (кабинет, зал, изба и другие), нужно «зарядить» вещами. Об этом заботится мебельно-реквизитный цех. . Работники этого цеха развешивают картины, стелют ковры, расставляют столы, диваны, кресла и прочие предметы, которые «играют» в се- j годняшнем спектакле. Одновремен- I но по комнатам актеров разносится так называемый реквизит — офицерские шпаги, пистолеты, солдатские ранцы, ружья, фляги, дамские ве- I ера. Осветители размещают в различных участках сцены и за кулисами [ прожектора, фонари, горящие «ко- 1 стры». Дежурный осветитель, нахо- : дящийся у регулятора, на котором сосредоточено управление всем освещением театра, проверяет готовность светотехники к спектаклю. Шумовая бригада подготовляет в ( боковых карманах свою несложную аппаратуру. Листы железа, укрепленные на подставке, — это «ружей- ' ные выстрелы». Большие барабаны служат «пушками». Гофрированная картонная коробка, по которой pa- | бочие быстро проводят палками, по- ' рождает «шаги». А если вертеть барабан, обод которого состоит из j планок и обтянут куском обоев, то возникнет «свист ветра». Все это — устаревшая техника, известная с незапамятных времен н играющая в театре подсобную роль. До начала спектакля осталось два часа. На огромной сцене Театра Красной армии полным ходом ведутся подготовительные работы. Сегодня идет «Полководец Суворов». В различных пунктах сцены устанавливаются переносные прожектора. |