Техника - молодёжи 1944-07-08, страница 33

Техника - молодёжи 1944-07-08, страница 33

РасскаЗы^^^^эдемснтах

В июле 1936 года щ журнале «Техника — молодежи» -было напечатано (необычное произведение. Оно (называлось «Огнен* ный «воздух», и автором его был инженер-химик и. Нечаев (я. Пан). в этом произведении описывались жизнь я творчество двух ученых-исследователей5 XVIII столе-тин —шведа Шее ли и француза Лавуазье.

Многие читатели великолепно знала имена этих замечательных людей и, еще будучи в школе, на всю жизнь запомнили, »чем обязана им наука.

Однако независимо от эрудиции" читателя,— будь то школьник или умудренный опытом инженер, квалифицированный рабочий или ученый* — все с одинаково захватывающим интересом читали произведение k Нечаева. Не будет ; преувеличением сказать, что образы героев этого пронше* дения- произвели глубочайшее впечатление на читателей. Естественно, что о Шееда и Лавуазье было много написано и. до Нечаева. Но в своем большинстве . многочисленные научные статьи» страницы учебни* ков кратко и сухо описывали главным образом их научные опыты. И по описанию достигнутых результатов мы понимали все величие этих ученых. Но в таких работах оставались © тени механика творчества и работа мысли исследователей.

Как раз щ этой стороне вопроса и сосредоточивает свои усилия Нечаев. Он показывает творческий метод героев «Огненного воздуха» и' дает представление т только о том, что было открыто, но и как это было сделано. Но творчество — это прежде ©сего яркий в вдохновенный процесс, Он является следствием самых ссйсро* -венных помыслов и чаяний человека, И, описывая аптекарского ученика Карла Шеели, изучавшего природу огня, пришедшего к мысли о том, что ^оэдух не является однородна веществом, как об этом было принято думать во ©торой половине XVIII века, Нечаев не может ограничивать свою задачу только раскры-

И. НЕЧАЕВ

РАССКАЗЫ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ

Д<тгиз, 1944 г.

шем творческого мышления Щеели. Сам Шеели — это живой в любознательный, мастерящий, нехитрые приборы для своих опытов юноша. И автор раскрывает образ ие только экспериментатора, но и живого человека, с его душой* чувствами,! переживаниями. Так, сочетая показ существа научных экспериментов Шеели с анализом характера и мысли исследователя, строит сио% повествование Нечаев. Здесь, на помощь Нечаеву-специалисту приходит Нечаев-писатель, и именно яркое писательское дарование позволяет автору ^Огненного воздуха» создать ш дальнейшем еще более значительное произведение и по существу положить начало новому жанру в научно-популярной литературе — жанру научно-исторической биографии, .

В журнале «Техника — молодежи», а в дальнейшем- в журнале «Знание — сила» Нечаев публикует целую серию научно-исторических биографий, составивших впоследствии его книгу «Рассказы об элементах».

В этих рассказах его герои — нопрежне-•ыу выдающиеся мужз? науки. Вот великий англичанин Хэмфри Дэви. От изготовления пилюль а микстур в маленькой аптеке он перешел к сложнейшим химическим опытам. По ночам члены семьи аптекаря, у которого работал Дэви, ^вскакивали иногда с поседей в великом испуге, разбуженные грохотом взрыва. Это неистовый Дэви овладевал тайнами химической науки, Он открывает новые элементы, оказывающиеся

металлами, которые «в воде ие тонут и на льду горят», —это калий н натшй.

Вот -великий русский ученый Менделеев, чь§ творчество оказало огромное влияние на развитие мировой науки. Менделеев открывает запутанную связь между элементами^ постигнув эту связь гением своего ума, поняв зависимость свойств различных элементов от их атомного веса, предсказывает свойства еще не открытых элементов, веществ, еще никому не ведомых, но которые должны быть найдены. Таково научное пророчество Менделеева—и сто сбылось.

Повествуя об этом великом русском химике; Нечаев пишет, что после Менделеева «каждый химик почувствовал себя так 1 же уверенно в мире элементов,. как чувствует себя современный географ не морях т материках земного шара, изученного вдоль и поперек».

Описывая творческие поиска великих химиков, Нечаев сам преодолевает серьезные творческие трудности. Он сдерживает свое увлечение чисто биографической стороной героев выдающихся открытий. Преследуя свою цель,' он не ищет по проторенной дороге писателя исторических' романов, в которых нередко делается упор на разностороннюю деятельность исторической личности и шесте с тем не раскрывается глубоко суть науки, если речь идет об ученом. Оригинальность ш творчестве Нечаева и заключается, в том, что средствами художника, языком образов, с полным знанием дела он помогает читателю познать науку, разобраться в научных опытах, которые обогатили человечество выдающимися открытиями.

Рецензируемую книгу, в которой наиболее значительные главы посвящены закону Менделеева, открытию радиоактивности, исследованиям Шеели и Лавуазье, с огромной пользой и интересом прочтут не только школьники, т к молодые рабочие, советская молодежь, стремящаяся к познанию науки » ее прогресса.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ

(см. 4-ю страницу обложки)

мягкий металл

Щелочные металлы: натрий, калий, цезий в рубидий, обладают исключительной мягкостью. Они все не только легко режутся ножом, но рубидий, например, намазывается, как масло. Температуры плавления их очень низки: натрий плавится при 98° С, калий-—при 63»5°С, рубидий — при 38°С и цезий —при 26°С.

Если добашть, что ртуть' при обы*чной температуре жидкая, то станет ясно, что наше представление о металлах,, как о твердых и очень прочных телах, основано на свойстве только тезе из них, которые именно благодаря этим свойствам .вошли в обиход.

Объединяют же металлы ® одну грушу не по их физическим свойствам, а по химическим; особенностям: все опт вытесняют водород из кислот, образуют с кислородом щелочные окислы ц т. д.

водород из металла

С одним, на первый взгляд удивительным, обстоятельством встретились при нзу-чешк механических свойств хрома. При нагревании хрома его твердость постепенно

падает, как и твердость других металлов. Но падение твердости хрома происходит постепенно за исключением- температурного интервала между приблизительно ш). т 300 градусами. Здесь твердость хрома падает бсльше, чем при дальнейшем нагреве* до 1С00 градусов. Специальные исследования установили, что при 250 градусах* начинается испарение*. водорода, поглощенного хромом из воздуха. Хром способен поглотать количество водорода, в 250 раз превышающее его собственный объем. .Водород же повышает твердость хрома, как насыщение стали азотом — твердость стали. Эту-то способность хрома поглощать водород и использовали при необыкновенном способе добычи водорода.

горный пейзаж

Во все возрастающих количествахk идет добыча металлов. Но для получения равных количеств железа и золота, алюминия и платины нужны 'различные количества руд.

До 1929 года было добыто во всем мире за всю историю человечества, по приблизительному подсчету, 3 100 миллионов тонн ж<^геза « всего только 33 тысячи тонн золота. Но так как содержание железа в рудах в среднем составляет 25—60%, а золота в горных породах —0,001% и даже 0,00001%, то, чтобы дать тонну золота, надо переработать, промыть или раздробить

от 100 тысяч до 10 миллионов тонн песка или кварца, а для выплавки- тонны железа достаточно 2—2,5 тонны руды. Таким образом, получается, что вырыто, извлечено из недр земли, подвергнуто обработке при добыче золота много больше породы, чем при добыче железа,—165 миллиардов тонн ,вместо 7—8 миллиардов. Добыча радия является еще более энергоемким производством; для получения тонны радия потребовалось бы от 400 до 500 миллионов тонн руды. Однако добыча' радия не превышает сейчас 40—50 граммов э год.

гидравлический таран

В конце XVIII века французский меха-ник Монтгольфьер заметил, как рассказывают, во (время купанья, © бане, что при внезапном закрываний (водопроводных кранов трубы, из которых течет вода, испытывают сильный гидравлический удар. Давление, производимое таким ударом, достигает 15—20 атмосфер, «в та (время как гидростатическое давление в водопроводных кранах не превышает И атмосферы.

Гидравлический удар приводил к частым разрывам водопроводных' труб, пока внезапно закрывающиеся краны типа самоварных яе были заменена вентильными кра-тж, постепенно прерывающими ток аюды. Теоретическую разработку вопроса о . гидравлическом ударе дал только русский

81