Техника - молодёжи 1945-01-02, страница 22

Техника - молодёжи 1945-01-02, страница 22

Го"> nasa l на страницах нашего -■ журнала (см. «Г.—Af.> Л* /, 1944 г.) была опубликована статья, озаглавленная тремя буквами —ВЧТ. Ш этой статьи советский читат^ь впервые узнал, о том, что инженер* док- , тор технических наук, лауреат < Сталинской премии Г. Бабат построил первый в мире экипаж> приводимый в движение токами высокой частоты.

£*/Г— высокочастотный транспорт. 0« получает энергию для тяги на расстоянии бесконтактным способом. та/с <3ябж> эта идея казалась плодом безудержной фантазии« Яо советский ученый стер грань между фантастикой и реальностью. В 1944 году практическая разработка идей высокочастотного транспорта продвинулась далеко вперед. Мечта конструктора и ученого стала действительностью.

О меяпге советского изобретателя, мечте, которая воплощается в жизнь,, рассказывается в публикуемой ниже повести.

г. БЛЯЛГ

Новогодний концерт начался в половине двенадцатого. Без пяти минут двенадцать диктор объявляет; «У микрофона председатель Ленинградского городского совета трудящихся...»

Из черного диска громкоговорителя слышится низкий негромкий голос: «Пятый месяц наш город находится в кольце вражеской блокады...»

Он поздравляет ленинградцев с Новым годом. 1942 год! Я чокаюсь с Верой:

— Останемся живы! Останемся живы!

Мы смотрим на Леночку. Дочурка спит на плите, свернувшись калачиком.

Радиопередача кончается в два часа. Спать не хочется. Я вытаскиваю старую книжку Никола Тесла —«Опыты с то. ками высокой частоты, высокого напряжения», Перечитываю заключительные строки:

«...Скоро настанет великое время. Телеграфные известия в полном секрете, не мешая друг другу, будут передаваться в любую точку земной поверхности; звук человеческого голоса со всеми его интонациями ч модуляциями сможет быть воспроизведен где угодно ( на земле; энергия водопада сможет быть употреблена для получения света, тепла и движущей силы за тысячи верст от него — на море, на суше или в воздушной выси. Наступят годы изобилия, годы исполнения желаний».

Эти слова Никола Тесла написал почти полвека тому назад, когда он, молодой югослав, только что приехал в Америку, Старый ученый дожил до исполнения своего пророчества» Но ему пришлось увидеть и дикое варварство XX столетия — гитлеризм. Недавно Тесла прислал приветствие Второму всеславянскому антифашистскому митингу.

Я захлопываю книгу. Коптилка горит слабым красноватым огоньком. Глаза болят и слезятся. Я вообще стал плохо видеть по вечерам, нечто вроде

куриной слепоты. Буржуйка погасла^ В кухне становится холоднее. Я растягиваюсь на плите. Истомляющая дрема овладевает мной. Мне снится, что хлеба прибавили в шесть раз, и дневная норма теперь —- полтора килограмма.

Я сижу в заводской столовой и жадно ем кусок за куском. Напротив меня сидит недавно умерший конструктор Антипов. Тихим голосом он беспрерывно повторяет: «У меня температура тридцать четыре и восемь. Меня надо накормить...»

В шесть часов снова заговорило радио. Вера тихо оделась в темноте и ушла. Начало светать, но я продолжаю лежать на плите, вытянувшись, лицом вверх, следя глазами за струйками пара, вырывающимися изо рта" при дыха, нии,

Меня занимала задача о бассейне из учебника алгебры: через одну трубу вливается вода, а в другую трубу выливается; через сколько времени бассейн опустеет? Мужчине весом в 60 килограммов, лежащему в теплой постели, нужно 70 калорий в час. «Легкая прогулка» повышает потребность уже больше чем вдвое.

Если я буду избегать тяжелой работы и строжайше экономить свои силы, то в день из моего «бассейна» будет выливаться, пожалуй, не больше 2 тысяч калорий.

Начиная с 13 ноября и весь декабрь мы втроем получаем полкило хлеба на день. В килограмме лучшего авиационного бензина содержится меньше 10 тысяч калорий. А в килограмме ленинградского хлеба, выпеченного из целлюлозы пополам со жмыхами, не могло быть больше одной тысячи калорий. Вере и Леночке выдают шоколад из расчета б граммов в сутки на человека. Мне полагается еще 15 граммов сливочного масла в сутки. Мы получаем лучшие сорта рыбных консервов, отличное какао. Я редко пользовался та-

Рисунни К. АРЦЕУЛОВЛ

ким изысканным ассортиментом продуктов. Но что толку в этой изысканности? Весь суточный рацион можно уместить на ладони. Неумолимая арифметика показывает, что я получаю в сутки меньше 500 калорий.

Предположим, я смогу «сжечь» 20 килограммов своего живого веса <в медицинской энциклопедии я вычитал, что похудание на одну треть еще не смертельно), считая по 3 тысячи калорий на килограмм. Если сложить это с калориями пайка, то запаса «горючего» хватит на 40 дней. А потом?..

В мозгу производились сами собой непрестанные сложные вычисления: граммы умножались на калории, калории делились на дни. Сначала эти вы*-кладки волновали, будили какую, щ-тревогу. Потом я становился все „ различнее, бесчувственнее, нерасчетливее. С середины декабря нам разрешили не ходить ежедневно на завод, но нельзя было заставить себя не иттн. Среди привычных чертежей, среди машин, хотя бы и неподвижных, было как-то спокойнее.

Передавали в третий раз последние известия, когда Вера вернулась из хлебной очереди. Она растопила печку.

Постепенно в кухне теплело. Пушистые ледяные цветы, выросшие за ночь на оконных стеклах, становились все тоньше и нежнее. Стало совсем светло. Вера одела Леночку и вытерла ей личико мокрым носовым платком.

Нахлобучив на глаза шапку, я вышел из дому. Накануне была оттепель, а потом легкий мороз. Дорога обледенела, и двигаться было очень тяжело. Приходилось итти маленькими шажками, ноги скользили и разъезжались.

В мыслях вновь всплыло пророчество Никола Тесла. Мы уже всего достигла, о чем говорил он. Осталось еще научиться передавать электроэнергию на расстояние без проводов.

Как было бы хорошо насытить энер

20