Техника - молодёжи 1948-07, страница 31

Техника - молодёжи 1948-07, страница 31

Ва. НЕМЦОВ

Научно-фантастическая повесть

Рис. К. АРЦЕУЛОВА

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ГЛАВ i

Студент Геологоразведочного техникума Синицкий приехал в Баку на практику. Во время испытаний приборов он случайно попадает в подводный дом инженера Васильева, предназначенный для поисков нефти под дном Каспийского моря.

! Он наблюдает за испытаниями всплывающих цистерн-шаров, а также знакомится с работами инженера Гасанопа, сконструировавшего глубоководные подводные основания. Однажды поздно вечером на берегу ! Синнцкий видит двух неизвестных, наблюдающих эа испытанием всплывающих цистерн. Случайно их разговор он записал иа карманном диктофоне.

Рустамов подошел к выключателю н погасил свет. Светила только настольная лампа. Парторг наклонился над картой ^Каспийского моря и стал задумчиво водить карандашом по самым синим местам.

Кто-то осторожно постучал в дверь

Рустамов не ответил. Когда через минуту он поднял глаза, то увидел на пороге Синицкого. Тот смущенно мял шляпу:

— Простите, пожалуйста, товарищ Рустамов, я хотел спросить, получено ли разрешение на мое участие в завтрашних испытаниях? И потом у меня...

— Заходи, дорогой, — оторвался от карты Рустамов. — Садись.

Синицкий сел на краешек кресла.

— 'Мне говорил Александр Петрович, — начал парторг, — что Синицкий тоже изобретает. — Юноша смущенно улыбнулся. — Понимаешь, дорогой, — продолжал Рустамов, — откровенно скажу, не хотели мы допускать практиканта к таким большим испытаниям, но... Как отказать молодому изобретателю? Нельзя!

Парторг с улыбкой посмотрел на студента.

— Молодежь со смелой мыслью, новаторов воспитывает вся наша страна. Пусть все пути откроются перед вами.

Студент взволнованно смотрел на парторга. Значит, решено. Завтра он, уже на правах техника по приборам, участвует в испытаниях. Ведь это первое в истории путешествие по дну, на таких глубинах!

— Али Гусейнович, — прерывисто заговорил Синицкий, — это такая большая честь для меня... А изобретателей у нас много... Они везде...

— Пусть будет одним больше,— ласково улыбнулся Рустамов. — Это никогда не помешает. — Помолчав, он добавил: — Конечно, каждый из нас что-то придумывает и изобретает. Советский человек, если можно так сказать, творчески воспитан... Он воспитан на примерах великих русских ученых и # изобретателей. Мы очень смело оперируем с техникой, мы не привыкли

1 Начало см. в №JNs 3, 4, 5 и 6.

быть ее рабами. Мы сами делали машины, и смотрим на них особыми глазами, глазами созидателей: нельзя ли, мол, что-либо еще переделать?.. И очень хорошо, дорогой мой, — Рустамов ласково взглянул на юношу, — что живет в тебе эта беспокойная жилка. Мне говорила Сайда, как ты изучаешь ее аппараты. Затемняющий козырек приспособил, чтобы лучше видно было, потом автоматическое выключение... Молодец! Ну, желаю успеха!

Рустамов встал.

— Али Гусейнович, — волнуясь проговорил юноша, стараясь достать.из кармана диктофон. Chi застрял в подкладке и, как нарочно, не вынимался. — Надо было бы раньше, но я не выходил из подводного дома. Вот, наконец-то,—облегченно вздохнул он и положил на карту Каспийского моря пластмассовую коробочку.

— Слыхал, слыхал, дорогой, — рассмеялся парторг.--Но эти штуки не по моей части...

— Нет, товарищ Рустамов, —- оправился от смущения Синицкий, —именно по вашей.

Он нажал кнопку, и из коробочки словно вырвались на свободу два голося.

—• Откуда эта запись? — спросил, наконец, парторг, когда шум удаляющейся машины, словно звуковая концовка в радиопередаче, совсем затих.

Синицкий рассказал.

— Спасибо, Николай Тимофеевич,— пожал ему руку Рустамов. — Очень полезное предупреждение. Оставь здесь пленку, и... сам понимаешь, об этом не следует рассказывать.

Когда Синицкий ушел, Рустамов еще раз прослушал запись на стоящем в кабинете большом диктофоне, затем положил пленку в сейф и подошел к окну.

Вдали горели огоньки морских буровых.

Решающие испытания

Вот уже два часа ползет подводный дом к далеким каспийским глубинам. Синицкий сидел неподалеку от иллюминатора и смотрел на освещенное прожектором морское *нс. Оно посте

пенно понижалось. Здесь уже глубина полтораста метров. Это видно по приборам, вделанным в щиток на стене.

Сииицкий взглянул на их светящиеся стрелки и вспомнил, что похожие приборы он видел в кабине пассажирского самолета, откуда впервые заметил белый шар. Синицкому показалось смешным, как это он мог подозревать того человека в квадратных очках, с которым вместе летел, будто бы тот заминировал чуть ли не все Каспийское море. «Однако, — задумался студент, —- что ему нужно было на берегу? Наверное, Рустамов знает. Как хорошо, что ему пригодилась случайная запись на диктофоне».

Танк двигался с помощью аккумуляторов, как подводная лодка. Аккумуляторы огромной емкости заряжались от нескольких динамо, которые приводились в движение дизелями. Но зарядку можно делать только наверху, Для работы дизелей нужен воздух. «Важный недостаток, — подумал Синицкий. — Но как его устранить?»

Проходили минуты и часы. Двигался подводный танк. Медленно шлепали по твердому грунту зеркала стальных гусениц, Синицкий видел их в окно штурманской рубки. Около него стоял Васильев и смотрел на круглый экран нового прибора, привезенного Сайдой для разведки нефтяных -пластов. Бегающий луч показывал разные плотности грунтов, словно нарочно минуя деления, соответствующие плотностям нефтеносных пластов.

Когда танк шел на небольшой глубине, Васильев часто его останавливал, для того ч^бы пройти по дну с портативными аппаратами. Он сам надевал водолазный костюм и бродил около подводного дома.

Он не верил, что могли ошибиться геологи. Он верил, что подводный танк должен открыть «золотое дно».

Синицкий не мог сомневаться в надежности аппарата, который так хорошо изучил за эти дни. Многокаскадный усилитель на тех же пуговичных лампах, как и в диктофоне. Пьезоэлектрический микрофон. Много общего в этих двух приборах. Как же ему не знать аппарата4 Оаиды, не понимать

29

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Юный техник диктофон?

Близкие к этой страницы