Техника - молодёжи 1949-10, страница 33

Техника - молодёжи 1949-10, страница 33

В ЗЛЛЛСН^И

К л

и) млги гРЛ'т

первом советском рабочем-изобретателе. Его изобретение предвещало будущие победы советской техники. Оно пробуждало творческую мысль, рождало веру в свои возможности у тысяч рабочих. Началось широкое движение рабочего изобретательства. Появились и новые системы советского тормоза, и каждая из них была лучше любого иностранного тормоза. Победителем в конце концов был признан тормоз Матросова, который останавливал поезда еще 'более плавно и быстро, чем тормоз Казанцева, и был очень надежным и гибким в работе. А Казанцев уже обдумывал тормоз будущего — электропневматический тормоз для скорых поездов.

Шли годы. У Флорентия Казанцева подрастали дети, учились. Глядя на них, он вспоминал своего отца, тоже изобретателя, бродячего слесаря-механика, который всю жизнь мечтал дать образование хоть одному из своих детей, но так и умер, не осуществив этой мечты. Если бы ие Октябрьская революция, ие получили бы образования и дети Флорентия Пименовича. Пойдет ли кто-нибудь из сыновей по его пути, продолжит ли дело его жизни? Первым оправдал эти надежды Валерьян, унаследовавший ог отца замечательное техническое чутье, чудесный талант механика» Он помогал отцу в его последней работе, которую Ф. П, Казанцев не успел закончить.

Но у Валерьяна появились уже и свои замыслы. Вместе с одним инженером он создал новое, более простое и надеж^ ное устройство пневматических дверей вагонов метро. Оно позволяло машинисту следить за дверями; если хоть одна оставалась открытой, поезд ие мог тронуться, а в кабине машиниста загоралась лампочка. Вскоре они сконструировали и еще один «умный»' прибор — автоматический выключатель управления. Он как бы контролировал машиниста: если тот по невнимательности проезжал мимо красного сигнала светофора, автомат сам останавливал поезд, выключая тяговые моторы.

Затем молодые изобретатели сконструировали скоростной регулятор торможения. В зависимости от скорости поезда он автоматически регулирует силу нажагия тормозных колодок на колеса: при большей скорости колодки нажимают сильнее, при меньшей — слабее; это предохраняет состав от резких и опасных толчков.

Валерьян Казанцев в 1939 году предложил смелый и оригинальный проект нового крана машиниста. По сравнению с краном, изобретенным Казанцевым-отцом, у нового крана было много достоинств: упростилось и ускорилось управление тормозом, уменьшились размеры тормозных цилиндров, и производство этого крана должно было обойтись гораздо дешевле.

Теперь Ф. П. Казанцева уже нет в живых. Но его дети плодотворно трудятся на благо отчизны. В Военно-Морском Флоте хорошо знают изобретателя инженера-капитана 3-го ранга коммуниста Анатолия Казанцева. На

На рисунке показана схема работы воздушных тормозов товарных поездов. Компрессор (6), установленный на паровозе, нагнетает воздух в главный резервуар (7). С помощью крана машиниста (1) осуществляется подача воздуха в тормозную магистраль состава или же выпуск воздуха в атмосферу. Через воздухораспределитель (2), в зависимости от давлешя в тормозной магистрали, запасной резервуар (3) на каждом вагоне соединяется либо с магистралью, либо с тормозным цилиндром (4), связанным с колодками (5). Выпуск воздуха из магистрали через кран машиниста или через стоп-кран вагона, или же при обрыве состава вызовет торможение вагонов воздухом запасных резервуаров.

Казанцев предложил иную свою схему воздухораспределителя.

Важнейшими рабочими органами ее является система трех гибких резиновых диафрагм, собранных на общем центральном стержне, и двойной клапан «ДК»* управляющий впуском воздуха в тормозной цилиндр при торможении (рис. 2Б) и выпуском воздуха из тормозного цилиндра при отпуске тормоза (рис. 2А).

Диафрагмы образуют в полости тормоза четыре камеры. Первая, «М», постоянно сообщается с тормозной магистралью, вторая, «С», —с воздушным резервуаром, наполняемым сжатым воздухом из магистрали, третья, «Т», — с тормозным цилиндром и четвертая„ <гА— с атмосферой.

Для торможения машинист понижает давление в магистрали, а для отпуска тормоза снова повышает давление в ней. С изменением давления в магистрали (условно показанного точками разной плотности) изменяется давление в камере между диафрагмами. Вследствие этого равновесие системы диафрагм нарушается, и вся система прогибается в ту или другую сторону. При этом стержень открывает или закрывает сопряженный с ним воздушный клапан, плавно приводя тормоз в действие.

Сахалине готовит диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук инженер-конструктор гю дизелям Флорентий Казанцев. А на пороге жизни уже стоит четвертое поколение Казанцевых, перед которыми открыты все пути и дороги.

Об этой замечательной семье русских изобретателей хорошо рассказал С. Смирнов, С чувством гордости за чу-

народ чи-^сть семьи, — пи-

десный, талантливый таешь эту книжку, «t шет автор, — в судьбах которых, как в капле воды, отражается судьба всего народа». Такова и семья Казанцевых.

Только советское правительство, твердо веря в силы и способности народа, предоставило талантливому изобретателю все возможности для плодотворной работы. Советское правительство знало, что в творческом, осмысленном подходе миллионов простых людей к работе — сила страны, ее огромное преимущество перед капиталистическим миром. Не случайно поэтому Казанцев не остался одиночкой, — его примеру последовали сотни и тысячи рабочих изобретателей. И это в значительной мере помогло в невиданно короткие сроки технически перевооружить наше хозяйство, превратить Россию из отсталой аграрной

страны в мощную индустриальную державу, страну самой передовой в мире техники.

История тормоза Казанцева лишь один из примеров превосходства русской технической мысли над западной. Изобретение Казанцева ярко свидетельствует, что даже в невыносимых условиях царской России, несмотря на ее техническую отсталость, народ думал и творил, создавал новую высокую техни-ку, опережая свое время, смело смотря в будущее.

С. Смирнов убедительно показал, как западные дельцы, истошно кричавшие о нашей технической отсталости, в действительности завидовали нашим талантам и под шумок старались переманить наших ученых и изобретателей, купить наши открытия, всеми силами пытались помещать развитию технической мысли в России.

Теперь, когда советский народ смело распахнул завесу истории, становится очевиден приоритет России в ведущих областях науки и техники.

В книге С Смирнова точность писательского взгляда сочетается с глубоким пониманием самых больших и острых проблем истории техники, их общественного и политического смысла.

16