Техника - молодёжи 1949-11, страница 29

Техника - молодёжи 1949-11, страница 29

Все это происходит в течение тысячных долей секунды — времени, достаточного для того, чтобы электроны в коробке ускорителя совершили сотни тысяч пробегов вокруг оси прибора. Необходимые для этого изменения напряженности магнитного поля создаются при питании обмотки электромагнита переменным током, пульсирующим с частотой в несколько сот герц.

Нет необходимости подробно пояснять, почему невыгодно применять бетатрон для «раскручивания» более тяжелых частиц, чем электроны. Более массивные частицы не удалось бы заставить совершить за короткий промежуток времени, на протяжении которого происходит возрастание магнитного поля, необходимое число оборотов, и они не успели бы приобрести достаточно большой энергии.

У советского физика В. И. Векслера явилась прекрасная идея — совместить достоинства бетатрона и циклотрона. Действие комбинированного прибора, созданного по схеме Векслера и получившего название синхротрона, профессор М. И. Корсунский в своей книге «Атомное ядро» описывает следующим образом:

«Электрон сначала ускоряется так же, как и в бетатроне, т.-е. с помощью возрастающего магнитного поля. Когда энергия электрона достигнет величины порядка одного миллиона электрон-вольт, включается в действие схема ускорения переменным электрическим полем, так же, как и в циклотроне. Электрон начинает набирать энергию за счет переменного электрического .поля. Изменение магнитного поля при этом происходит лишь в такой мере, чтобы электрон попрежиему удерживался на постоянной круговой орбите. Синхротрон позволяет сообщить электронам значительно большие энергии, чем те, которые могут быть достигнуты в бетатроне».

В. И. Векслеру же принадлежит идея нового прибора, получившего название фазотрона, для ускорения тяжелых частиц до энергий, значительно больших, чем в обычном циклотроне {дейтронов до 200 миллионов электрон-вольт, а альфа-частиц до 400 миллионов электрон-вольт).

Для чего же создаются все эти сложнейшие приборы? Достаточно сослаться на то, что пучок частиц, разгоняемых в циклотроне, соответствует по

току альфа-частиц, выбрасываемых из сотен килограммов радия. Такого количества радия не наберется во всех радиологических лабораториях мира, вместе взятых.

С помощью столь мощных орудий «ядерной артиллерии» можно производить любые ядерные превращения — из одних элементов создавать другие, в том числе радиоактивные «близнецы» элементов, встречающихся на земном шаре только в стабильном, устойчивом состоянии. Эти радиоактивные «близнецы» обычных элементов сами но себе являются мощным орудием познания. С их помощью создана новая отрасль исследований, которая носит название «химии меченых атомов». Новые орудия «ядерной артиллерии» дают так>£е в руки физиков средства для «прощупывания» глубин атомного ядра. В частности применение бетатрона с его быстрыми электронами открывает надежду проникнуть в тайну космических лучей, воспроизвести в лаборатории процессы создания космических частиц, в том числе и «варитронов» — новых частиц вещества, недавно открытых в космическом излучении советскими физиками А. И. Алихановым и А. И. Алиханяном.

Окончание статьи Ник. Боброва «В хорошей школе»

Учтя стремление учащихся к новому, Козин стал знакомить их со своей проверенной -на практике работой тройкой и рациональному обращению с созданными стахановцами инструментами.

— Молодой рабочий, — говорит Козин,—-должен быть не-только отличным специалистом, но прежде всего мыслящим человеком, творчески относящимся к делу.

Многие ученики Михаила Дмитриевича вместе с другими воспитанниками учебных заведений системы трудрезер-вов работают сейчас на новостройках СССР, раскинувшихся на огромных пространствах нашей родины — от Курильских островов, Сахалина и Приморья до западных границ Советского Союза, от знойного Сталинабада до самого северного в мире, арктического советского города Тикси.

Козин воспитал сотни молодых специалистов каменных работ.

Почти вся бригада Козина состоит из его учеников. В этой бригаде начал свою трудовую жизнь и Вася Бородкин.

Работа звеном в три человека является частью задуманного и внедренного Козиным на строительствах СССР нового, комплексного метода.

Весной 1948 года козинская бригада принимала участие в крупном строительстве на окраине Москвы, в Кожухове. Вася в это время был уже старшим каменщиком звена.

Всю зиму и весну Вася упорно работал под руководством своего учителя, опытного мастера Козина.

Вася мечтал вступить в комсомол, но хотел прийти в молодежную организацию хорошо подготовленным. Четырех классов средней школы было, по мнению Козина, недостаточно. И вот под руководством коммуниста Козина в течение всей зимы -и весны каждый вечер Вася занимался чтением, изучал теорию каменных работ, учился «читать» трудные чертежи. Здесь, в Кожухове, и познакомился Вася как следует с комплексным методом, за создание которого еще до Великой Отечественной войны Лазарь

Моисеевич Каганович, тогда народный комиссар тяжелой промышленности, наградил Козина значком «Отличник Нар-комтяжпрома».

Бригада составлена была из четырех троек каменщиков. Ведущей из них была козинская. В нее входили: сам бригадир, Бородкин и Лукьянов. Каменщиков обслуживала группа плотников из 6 человек и бригада транспортных рабочих из 17 человек. Комплексный метод допускает любое число рабочих.

Стройка была разбита на три «захватки». Начали плотники. Они установили леса, катальные ходы и, перейдя на вторую захватку, уступили место транспортникам. Эти доставили на рабочие площадки кирпич и раствор и перешли тоже на вторую захватку, откуда плотники, закончив работу, уже перешли на третью захватку. Тогда освобожденную первую захватку заняли каменщики.

Часть транспортных рабочих продолжала доставлять материалы, необходимые группе каменщиков. По окончании кладки первого яруса каменщики перешли на вторую захватку, а на их месте опять появились плотники.

Вася воочию увидел, что при этом способе, прозванном членами бригады «работа внахлестку», простои невозможны: одна группа подгоняла другую и обе вместе наседали на каменщиков.

Оплата всем трем группам при таком способе подсчитьшается, исходя из количества уложенного кирпича. Плотники и транспортники прямо заинтересованы в том, чтобы основная группа каменщиков работала наиболее производительно.

Работа в Кожухове ознаменовалась новым рекордом скоростной кладки. За 7 часов непрерывной работы Козин, Бородкин и Лукьянов уложили 63 кубических метра—152 квадратных метра стены из шлакоблоков. Так был превзойден рекорд сибиряка МаксименкО, выражавшийся в 1 300 процентах нормы. В течение неполного рабочего дня тройка Козина дала 1 628 процентов нормы. Не прошло и года после установления тройкой Козина рекорда кладки шлакоблоков, как Вася уже стал

помощником бригадира. Из месяца в месяц его бригада выполняет 300 процентов нормы. Значительно увеличились заработки всех членов бригады.

Васе нравится его специальность, нравятся каменные работы, уважаемые и на древней Руси и в нашей социалистической отчизне. Его увлекает величие сталинских новостроек.

Недавно на общественном просмотре стахановских способов работы, происходившем в Москве, знатные люди строительной промышленности, министр трудовых резервов товарищ В. П. Пронин, руководящие работники, изобретатели новых инструментов и приспособлений пожелали поближе познакомиться с работой тройки бригады Козина. Предложение участвовать в показе было неожиданным, но Козин и его помощники стали на рабочее место, являвшееся малой захваткой, всего длиной в б метров, что усложняло работу тройки.

В задачу бригады входил только показ. Коз«нская же тройка установила рекорд. Засекли время, и началась кладка кирпича. Она происходила в невиданно быстром темпе. Через первые же пять минут перед наблюдателями вырос кусок кирпичной стены.

Новый сигнал. Снова засечено время. Кто-то оглашает результат;

— За 11 минут было уложено 550 кирпичей. Это соответствует 20 общепринятым нормам. Качество работы хорошее...

Сняты комбинезоны. Молодые рабочие окружили Козина. С высоты стройки двенадцатиэтажного жилого дома, над созданием которого трудится сейчас бригада Козина, отчетливо рисуется Москва. Сколько новых и строящихся домов!..

Михаил Дмитриевич показывает на них своим ученикам и задумчиво произносит: — Это строится коммунизм!.. Вы будете жить в нем, мои друзья!

И, помолчав, добавляет запомнившиеся ему слова товарища Кирова:

— «Каждый новый кирпич нашей стройки сбрасывает сотни кирпичей с капиталистического здания».

27