Техника - молодёжи 1950-06, страница 20Агрегат разбит на три «этажа». На первом этаже машины размещаются моторный привод, звездообразное устройство для зарядки ролей, нижняя бума-гопроводящая система, механизм автоматического регулирования степени натяжения полотна бумаги. Во втором этаже расположены печатный и красочные аппараты, а также фальцующие аппараты. Тут же происходит и приемка готовой продукции. Струнные газетные транспортеры, которыми оборудован агрегат, позволяют осуществлять прием газет пачками по 100 штук в некотором отдалении от работающей машины. , На третьем этаже находятся верхняя бумагопроводящая система и главный приводной вал. Агрегат снабжен специальным «журнальным» фальцаппаратом, имеющим швейный аппарат для сшивки журналов проволочными скобами. Питание красочных аппаратов краской осуществляется централизованно от специальной красочной станции. Подача краски легко регулируется, так как имеется не только общая, но и местная регулировка. Привод каждой секции агрегата производится от индивидуального электродвигателя постоянного тока, мощностью в 40 лошадиных сил. Для обеспечения работы самой машины, привода в движение всех сложнейших механизмов и автоматов на машине установлено 44 электродвигателя постоянного тока мощностью от Уз до 40 лошадиных сил, а также 6 моторов переменного тока. Общая мощность, потребляемая машиной, превышает 250 лошадиных сил. Чтобы представить себе сложность электрохозяйства печатного агрегата, достаточно сказать, что общая протяженность электропроводов различного сечения, уложенных на агрегате, составляет более 20 километров, а общее количество присоединений концов электропровода превышает 30 тысяч. Вся пусковая электроаппаратура расположена на 11 щитах, где установлено более 300 контакторов. Торможение машины осуществляется с помощью пневматических тормозов, сжатый воздух в них подается от специальной компрессорной станции. Конструктивные особенности этого печатного ротационного -у агрегата позволяют производить работу на больших скоростях и обеспечить необходимое качество печати. Печатные цилинДры каждой секции делают в час. 25 тысяч оборотов. Иначе говоря, одна секция может дать 100 тысяч экземпляров однокрасочных газет в час — так велика производительность агрегата. Несмотря на то, что одновременная двухкрасочная печать, требующая точного совпадения красок, особенно при дуплексах (двухкрасочные тоновые рисунки), производится обычно на пониженных скоростях, конструктивные особенности ротационного печатного агрегата позволяют печатать газету в две краски на тех же скоростях, что и в одну краску. Осуществление этих конструктивных особенностей — заслуга монтажников типографии «Красное знамя». Ввод в эксплоатацню нового, высокоскоростного ротацион ного печатного агрегата позволил типографии значительно сократить время на печать двухкрасочной массовой газеты «Пионерская правда» и улучшить качество ее полиграфиче ского исполнения. Пуск в эксплоатацню агрегата значительно увеличивает мощность типографии не только по выпуску газет, но и книжно-журнальной продукции. русских книгопечатников») первого работоспособного пневматического самонаклада к печатной машине. Раньше бумагу в печатную машину вкладывали руками; рабочий не всегда поспевал подавать ее и, кроме того, быстро утомлялся. 'В орловском самонакладе появились «железные руки» с присосками, — они сами отделяли лист бумаги от стопы и несли его в машину. Особенно следует отметить еще такую отрасль русской полиграфии, как большевистские типографии. Среди деятелей большевистской печатной техники ярко выделяется имя Александра Уфимцева, разносторонне развитого техника, заслуги которого по достоинству оценены М. Горьким. Йктябрьская социалистическая революция открыла дорогу для широчайшего развития полиграфической техники. Советские инженеры, работая над оснащением современных типографий, пытливо заглядывают вперед — в будущее полиграфии. В 20-х годах профессор Николай Васильевич Туркин предложил и разработал новый способ печати—мозаичный, ' и «три кита» полиграфия дополнились четвертым. Здесь совершенно нет печатной формы — вернее, ее заменяет плитка из красок. Вся она набрана из тоненьких столбиков краски равного цвета или насыщенности; в торец выходят окончания этих столбиков. До полного истирания плитки можно прикладывать ее к бумаге и получать оттиски. Недавно изобретатель Бубнов усовершенствовал получение форм мозаичной печати и создал проект машины, которая набирает красочные нити, с .помощью фотоэлемента следя за оригинальным рисунком, предназначенным для воспроизведения. В 1935 году советский изобретатель Федор Семенович Сте-пачев, в прошлом батрак, комсомолец, ставший инженером, кандидатом наук, предложил кардинальное усовершенствование в глубокой печати. До сих пор краски глубокой печати делались жидкими, на бензольных растворителях. Испарения бензола отравляли воздух в печатных цехах, оттиски требовали долгой сушки и потом тускнели. Степачев разработал плавкие краски на смолах, которые оттискивают подогретым печатным валом. Советский изобретатель Николай Петрович Толмачев еще в 1927 году предложил просматривать рисунок лучом света и с помощью фотоэлементов управлять резцом, который, как некогда человек-гравер, сам будет резать клише. При этом отпадает множество промежуточных процессов, до сих пор необходимых ири изготовлении клише, в частности травление.? Недавно мы видели действие третьей, последней модели автомата. Построенный в лабораторных условиях, он уже теперь дает клише, почти не отличающиеся от изготовленных обычным путем. Так, продолжая славные традиции предков, советские полиграфисты двигают вперед технику своего важного дела. Инженеры и рабочие-стахановцы, химики, математики и техники работают над тем, чтобы техническое качество книг, журналов и газет было достойно их содержания, достойно самой идейной, самой правдивой в мире советской печати. (Окончание статьи <гПобеды бора: если иметь дело с целой строкой — приходится заново отшивать всю строку. Машина Фрейденберга отливала букву за буквой и тут' же в нужном порядке складывала их в строчки и столбцы. Важнейшее значение имели .работы русских новаторов в области применения фотографии к изготовлению иллюстрационных печатных форм. Изобретатель автотипии Степан Лаптев утвердил за Россией приоритет изобретения автотипии. До этого темные и светлые места рисунков при перерисовке заполняли штрихами; при автотипном способе автоматически получается разбивка тона на множество черных точек — более исрупных в темных местах и тоненьких, еле заметных — ' в светлых. Достигается это съемкой через стекло с мелкой сеткой — так называемый растр. В 1880 году Лаптев впервые применил растр, полученный фотографическим путем. Дальнейшее развитие это открытие нашло в замечательных работах изобретателей гравированного растра Владимира и Елены Аифиловых, в «контактном» — полутоновом растре Деливрона, в способах Ре, Едренова и других. В конце XIX века Россия обогатила- мировую полиграфию знаменитой «орловской печатью»—способом однопрокатного печатания многоцветных изображений, применяемым теперь во всем мире для важнейшей по качеству печатной продукции — денежных знаков и ценных бумаг. Иван Иванович Орлов, изобретатель нового способа и конструктор сложных Машин аля печатания денег, прославил свое имя еще и созданием Фотогравировальный аппарат советского изобретателя Н. П. Толмачева. По направляющим полозьям движется платформа 1 с укрепленным на ней рисунком. На рисунок падает луч света от лампы 2 и, отражаясь, попадает в фотоэлемент 3. От силы света зависит электрический ток, управляющий держателем резца 4, под которым проходит платформа 5 с металлической пластинкой. Чем светлей участок из об ражения, тем глубже врезается резец. В несколько минут получается готовое клише. |