Техника - молодёжи 1952-05, страница 40

Техника - молодёжи 1952-05, страница 40

Инженер А. мОРОЗС I

КАСАЕТСЯ,..

Ра с с и аз

Рис. Ю. ФЕДОРО.л

Человек в палате, похожий j'l дрессировяниую крысу, карабкался пс ступ _>ням тонких алюминиевых лестниц, тянувшихся вдол1 четырех стен огромной высокой комнат-j. Привычным дв**жением костлявых рук он выдригал ящлки картотеки, рылся в лих, достав \. нужные бумаги Потом с папкой, нгбитой фотокопиями, бледносинч-ми глянцевитыми свидстельсавами, нссир'пиыи черный ш'.амп «Патентно е бюро СШЛ , он прогч.лыгнул в срою каморку и сел на стул у окошка, выходившего в небольшой овальный зал. Тихий голос, у которого стандартная усилительная аппаратура отняла всякую личную окраску, раздался в зале и коридорах:

— Джона Бэ^а просят подойти к окну номер двенндцать.

Бэц уже давно стоял у этого окна, и только он показался, как ему вручили целый ворох бумаг.

— Отказ,. мистер Бьд. 2ожа лею, ьо - стказ. Здесх копии заявок и патентов, выданных раньше. Распишитесь...

Окошко захлопнулось. Бэц сел в кресло у стола и дрожащими рука] ы ра 1ложил перед собою чоку-мелты. Вот самое главнее — заявки со старым обычным началом: «Всем, кого это касается..»

Сколько меся цср, с каки.л нетерпением ждал Бэд этой минуты и как стран ился ее! Теперь она, наконец, пришла, и зге надежды юлетелч прахом. Сразу сказалось продолжительное голодание: предметы в комнате вокруг 5эда приобрели странную подвижиость, и требовалось огромное усилие воли, чтобы собрать в сгроки буквы текста заязок, разбегавшиеся в разные стороны.

Бэд читал: «Всем, кого это касается. де будет пзвестно, что я, Джордж Фмлигпс из Кванси, округ Норфолк, ытат Мысса1*узе1с, изоб ' оел электромеханический слосоС иыстрого хьнеоения надчисей и любых рисунков на надгробные плиты из чугуна, гранита и мрамора...»

Этс было так бесконечно далеко от изобретенля Бэдч, предназначенного для автоматической поливки огородов, что объяснение могло бы* о только одчо: произошла .ру-бач ошчС.-са.

Бэд вскочил и устремился к окошку номер двеньдцать.

— Простите, — радостны»* тоном сказал он, смотря прямо в хмурые маленькие глазхи чиновника и ожидая, что сейчас смущение расплывется по этому настороженному лицу. — Здесь я шое недоразумение. Какие отношение к моей махчине может иметь заявка на обработку могильчых плит, запатентованная 1ЯТ1 десят лет ьа-зад?

Еще в детстве Бэд как-то ьи.пел потревоженную очковую змею, ьдруг раздавшую свой «яапюпон» и зашипевшую яростно и угрожаю

38

ще. Ему показалось, что такое же превргщение произошло с чиновником. Худое лицо и морщинистая, вся в складках, шэд как будто раздувались на глазах, и злее шипенье неслось из окна:

— Патентное бюро США никогда не ошибается, Просмотрите внгмат гльно зьявкч. Кррсным карандашом обведено кпсающееся ва^-с-с...

Бэд вернулся к столу и снова л & чал читать залвку. Он стиснул голову руками и niei тал прочитанное, но смысл фраз всс равно ускользал от него. И одно только слово, как удары молота, повторялось в моегу: отказ», отказ», «отказ»...

Бэд глубоко вздохнул и почувствовал сильный запах спирта. Осторожно покосившись в сторону, он встретил ьзор красных слезящиеся глаз, которым их обладатель не очень успешно пытался придать выражение глубочайшего сочувствия.

— Крах? А?.. Полное крушение надежд? Обычгая и гторля здесь, где сердца разбиваются безжалостно, как яичн .я скорлупа. Не теряйте му кества! Надо С орот".ся с обстоятельствами. Да! Бороться, бороться, бороться!

Каждая фраза с эьровождалась н вой волной запаха крепчайшего, едкого спиота. А сам говоривший Tai. ма ло напоминал человека, »по-соСнсго бороться с обстоятельствч-ми, что Еэд, слушая »го, невольно улыбнулся.

Собеседник воровато оглянулся и торелливо добавил:

— Я могу быть .зам полезен. Огромные связи в любых кругах... Мой личный опыт... При этом абсолютно бескорыстно. Я знаю вас, мистер Бэд, и должен вам объяснить одну из причин I аших неудач- вы занесены в «черный список». Да, да! Не удивляйтесь! Работая на заводе Джина Андерсона. вы, -глженер, поддерживали тре-боьание рабочих об увелигелии зарабол ной платы и освобождении лз тюр мы организа -оров стачкч. Ilo нг [ним неплсалчым законам человеку, входящемв состав админи'тр&ции, за это пслргается смерть Гражданская смерть. А иногда и £>лз .ческая, самая настоящая. На зашем пути с тех пор повсюду возникают рогатки. Но там, где не пройти вам, могу лро-Ьратьс.. я...

— Пшел п рочь! — раздался могучий голос. Человек с фигурой тяжелоатлета почти неуловимым движением столкнул с месга искусителя.

— Тоже мне — бизнес!.. — продолжал рокотать силач. — Шлиютс : тут : утре до ночи, выслеживают людей, как ищейки, ждут лодходя-щего момента сбыгь качой-нибудь хлам, вроде нестрел тющего пистолета, п/зырькэ с водой, настс-jHHOi-i н 1 горьком миндале и выдаваемой зь сл пильную кислоту. А вед]

кигда-то и этог тип был человекам! Работа 1 инженером. Сделал несколько изобретений. Но не в добрый час вздумал тяп гьея с людь ми лосил! нес его... Однако у вас, флятель, действительно виу, лак будто вам для полного счастье не-хвагает толькс хорошего пистолета.

— Я уста v! — сердито стве" ил Еод вставая.—Смертельно у стьл.. — Он вдруг почувствовал, что чем скорее он уйдет из этого страшло-го дома, тем будет ,\у°ше.

— Погодите! Н? так уж давно я сам Ьыл в подобном положении, л меня трудно обмануть пустыми фразами.

Несколько минут собеседник Еэда молчал, углубивщись в чертежи и описании, еще разбросанные на стсле.

— Остроумно' Очень остроум ю. Я даже сказал бы бфъше, но я не люблю комплиментов. Чорт побери! Если уж с-удьбп свела нас Случайно, надо воспользоваться этлм и пойти -олыне вместе. Здесь вам больше делать нечего. Я предлагав вам от/ ичнух ргооту в моей мастерской, так как вижу, что вы -стоящей парень.

— Прочите,—сказал Бэд в изумлении. -Я не имею честь знать...

— О! — за» ра.. лужчика. —Всего лишь Дугел! Дж >рдж Дугел, если вам /годно.

Что-то очень знакомое посльлпа-лось Еэду в этих словах. Он закрыл гльза. Огненные Ьуквы ночн -'X реклам "поплыли перед нлм: сИг-рушки Дух ела:, «.Лучшие в мире кгрушки».

Бэд откркл глаза.

— А га! Вспомнили Джорджа Д у геле, чорт его потери!

— "о пем я могу быть зам полезен? Я инженер-механик, специализировавшийся на аелъско-хизяйстпеьных машинах. Даже в детстве я не питал склонности к -(тушкам.

— Очснп плохо! Если бы вы играли моими трушками, вы потом не стали бы растрачиьать драгоценное время г1 сил: t на никому не нужное чзоРретоние.

— Ненужное' Оно сделало 5ы переворот!.. — воскликнул Бэд оби-женнс

— Если Патентное бюро не запатентовало его — значит оно никому не нужно, — кастаьительно сказа.. Дугел. — Идемте в мею мастерскую, она тут совсем недалеко Игрушк» я давним-дазно о.тавил. Они чуг.ь не погубили меня. Занижаюсь я совсем apvi-hmh делами; и. если вам понравятся условия мы договоримся сегодня же. Я слышал, что вам говорит ■гут о «черном списке». Ьсе это — святая правда. Вы — конченый человек, мистер Бэд. Думах), однако, что никто не будет преследовать старого Дугела : [риютившего вас у сеСл. Надеюсь, конечно, у меья *зы не будете устраивать стачек?

Дух ел оглушительно захохотал.