Техника - молодёжи 1952-07, страница 4

Техника - молодёжи 1952-07, страница 4

...Сейчас этот эпизод, как и многое из того, что сопровождало первые шаги скоростного фрезерования на заводе, для Савича и его товарищей по работе уже «история». За время, прошедшее с тех пор, они далеко шагнули вперед. Внедрение скоростного фрезерования в цехе, где работает Савич, позволило значительно снизить трудоемкость обработки деталей, высвободить для других работ десятки рабочих и 14 станков. Три четверти всех механических операций в цехе выполняются на повышенных режимах. Цех удостоен звания стахановского.

Имя Евгения Францевича Савича мы прочитали недавно в почетном списке лауреатов Сталинских премий. Это заслуженная награда новатору за его упорный, самоотверженный труд.

Чтобы яснее представить себе всю значимость и важность этой работы, понять огромную ценность почина Савича для нашей промышленности, нужно мысленным взором окинуть весь путь, приведший новатора к победе.

Потомственный кировец, страстный новатор по самой природе своей, Евгений Савич давно уже лелеял мечту о скоростном фрезеровании. Первые попытки в этом отношении были им сделаны еще в 1946 году. Но результаты были малоубедительными: сказывалось отсутствие опыта, необходимых навыков и знаний. Савич накапливал и то и другое, упорно учился, много читал. Через некоторое время ему удалось добиться повышения скорости резания, изменив заточку -фрезы.

Савич чувствовал, что встал на правильный путь. Именно так — изменяя, совершенствуя инструмент, создавая новый, вводя в действие различные приспособления - можно было добиться успеха. Чем больше думал новатор, тем яснее понимал: перед ним не один вопрос, не одна проблема, а целая серия, целый комплекс вопросов. Ясно, например, что нужны будут фрезы с ножами не только новой геометрии, но и из другого, более стойкого материала, способного выдержать повышенные скорости. Вполне понятно, что придется внести кое-какие изменения и в конструкцию самих станков. Но это не все. Нельзя было ограничиться одним лишь усовершенствованием непосредственно самого процесса резания, не подумав о соответствующей оснастке для быстрого и надежного закрепления деталей. В противном случае весь выигрыш во времени, полученный в результате скоростной обработки, почти начисто «съедался» бы так называемыми подготовительными операциями и возник бы вопиющий разрыв между рабочим, или, как его еще называют, машинным временем, идущим на непосредственную обработку металла, и вспомогательным, которое тратится на установку детали, инструмента, наладку станков и т. д.

Но и это было не все. Ведь Савич думал не только о себе, о своей лишь работе. Он хотел добиться массового распространения скоростных методов. Значит, нужно было подумать и о том, как организовать изготовление, заточку и доводку твердосплавного инструмента, изготовление оснастки, надо было отработать режимы резания, обеспечить подготовку оборудования цеха к переводу на скоростные режимы.

Конечно, справиться со всем этим было бы не под силу одному человеку. Комплекс вопросов нужно было и решать совместными усилиями — комплексно. Так возникла мысль о создании в цехе специальной, комплексной бригады. В бригаду, кроме Савича, вошли инженер заводской лаборатории резания, работники отдела главного технолога — конструктор по режущему инструменту, технолог и конструктор по приспособле

ниям, технолог цеха и ряд других инженеров. Деятельное участие в работе бригады принял доцент Ленинградского политехнического института кандидат технических наук А. В. Щеголев. Так сложилось действенное творческое содружество стахановца-новатора с инженерно-техническими работниками и учеными, содружество, направленное к решению одной, общей для всех цели. На первых порах бригада новаторов решила перевести на скоростное фрезерование 75 процентов операций, а когда это было успешно выполнено, продолжила свое наступление на оставшиеся 25 процентов. Недавно уже 90 процентов фрезерных операций в крупнейшем цехе выполнялось скоростными методами.

Пройдемся по просторному, светлому помещению механического цеха, где сейчас на новых скоростных режимах работают десятки станков.

Прежде всего о самих станках. На первый взгляд это те же самые станки, что стояли здесь несколько лет назад. Но опытный глаз специалиста сразу же подметит в них несколько новых деталей. Они нужны для того, чтобы станок мог выдержать возросшую нагрузку при работе на больших скоростях. Обращают на себя внимание специальные маховики. Эти маховики обеспечивают более равномерное вращение шпинделя, применение их повышает качество обработки и увеличивает стойкость фрез. Нижние части, так называемые столы, многих станков укреплены дополнительными металлическими кронштейнами, придающими станку, как говорят механики, большую «жесткость», большую сопротивляемость повышенной нагрузке, -ведь и скорость вращения шпинделя и быстрота подачи увеличились в несколько раз!

Есть изменения и невидимые снаружи. Разрежем мысленно «хобот» одного из стоящих в цехе горизонтально-фрезерных станков. Мы не увидим здесь обычных бронзовых вкладышей, служивших раньше подшипниками, поддерживавшими оправку, на которую насажена фреза. При работе на высоких оборотах такие вкладыши быстро нагревались и выходили из строя. Членами бригады для этой цели применен роликовый упорный подшипник, позволяющий работать на больших скоростях.

Известно, что концентрация операций — один из эффективных способов обеспечения высокой производительности труда при обработке деталей на станках. Принцип этот осуществляется двумя параллельными путями. С одной стороны, стараются обрабатывать одновременно на каждом станке максимально большее число деталей, с другой — стремятся совместить одновременную работу максимального количества инструментов, то-есть совместить на одном станке возможно больше различных операций.

Примером глубокой перестройки технологии, проводимой бригадой Е. Ф. Савича, может служить операция фрезерования щек и прорези в детали «рычаг». Раньше эти детали резеровались по одной штуке и при обычных режимах, ригада новаторов перевела операцию на скоростной режим — повысила скорость резания и подачу. Одновременно была проведена концентрация обработки. Для этого 1-местное приспособление было заменено 4-местным. Приспособление сделано так, что позволяет совместить машинное и вспомогательное время: пока идет фрезерование четырех закрепленных в кассете приспособлений рычагов, рабочий «заряжает» необработанными рычагами вторую кассету. В результате такой рационализации производительность на этой операции выросла в 2,2 раза.

СХЕМА ОБРАБОТКИ РЫЧАГА

Тмаш * О ? мин Товщ ш 2.2 мин.

РАНЬШЕ

Тмаш «0.17 мин Тобш, •> 0.6?мин.

ТЕПЕРЬ

СКОРОСТЬ РЕЗАНИЯ-19.9^ ПОДАЧА- 0.03

ФРЕЗЫ

МАХОВИКИ

РЫЧАГ