Техника - молодёжи 1952-09, страница 41

Техника - молодёжи 1952-09, страница 41

о новых

КНИГАХ

ЧЕЛОВЕК В ТРУДЕ

С подлинным волнением закрываешь последнюю страницу этой • небольшой, но густо насьйценной жизненными фактами книги Еще бы, писатель взял на себя труднейшую задачу: показать историю возникновения, роста и развития одного из самых интересных и плодотворнейших направлений в стахановском движении — метода лауреата Сталинской премии Николая Российского. Благородная задача!

В нашей литературе неоднократно делались попытки, зачастую удачные, популярно рассказать о том или ином движении новаторов труда. Однако в большинстве случаев рассказ касался лишь того, что собой представляет само стахановское нововведение. И почти никогда в очерках и рассказах не затрагивалась самая существенная, я бы сказал, самая интересная сторона вопроса: как возникло, окрепло и развилось это начинание?

Учась, перенимая новое, молодые производственники должны видеть это новое в развитии, в росте, — только тогда оно становится доступным и зримым. Ведь не кто иной, как Максим Горький, говоря о художественной литературе, посвященной науке и технике, горячо ратовал за то, чтобы изображать достижения науки не как готовые результаты ее, а показывать науку и технику в их борьбе за новые успехи и достижения, в преодолении препятствий, в победе нового над отживающим старым.

Именно такую задачу и взял на себя в своей книге Юрий Вебер.

Мы встречаемся с Российским в дни, когда его назначают мастером на самый отстающий участок завода: на участок, изготовляющий точные измерительные приборы — микрометры. Здесь процветала штурмовщина, не было слаженности и согласованности в деятельности всего рабочего коллектива участка.

Автор умело раскрывает перед нами десятки разных, не похожих друг на друга характеров рабочих, с которыми сталкивается Российский. Здесь есть люди передовые и люди отстающие. Вот молодой, инициативный токарь Иван Прокопов, но его ««задергали» штурмовщиной. Вот упрямая, с «характером» молодая работница Клавдия Лагунова, которая еще не оценила всей красоты стахановского труда и безразлично относится к своему делу. Вот молодой, способный парень Виктор Уткин, о котором говорят как об озорнике и скандалисте. Рядом с ним мы видим старика токаря Грязнова — «артиста», этакого заводского единоличника, тщательно скрывающего секреты своего мастерства. Вот, наконец, люди, которые с первых же шагов помогают молодому ма

1 Юрий Вебер, Николай Российский и его товарищи. Трудре-зервиздат, 1951, 190 стр., цена в р. 80 к.

стеру в его работе: начальник цеха, секретарь партийной организации, директор завода.

Шаг за шагом мы следим за тем, как перестраивается жизнь участка, как в сложных условиях Николай Российский находит ключи к сердцам своих новых товарищей по труду. Постепенно производственные задачи участка микрометров начинают восприниматься всеми как общее дело. Молодежь обращается к учебе. Учатся поголовно все, не только повышая свою квалификацию, но и осваивая широкий круг примыкающих специальностей.

На участке возникает упорная борьба за повышение производительности труда. Вместо тысячи микрометров в месяц надо выпускать четыре тысячи. Автор раскрывает инициативу комсомола в этой борьбе. Мы видим постепенное перевоспитание и рост сознания у

некогда отстававших рабочих, видим, как охватывает их общий порыв к самосовершенствованию.

Постепенно участок становится целиком стахановским. Однако это лишь один из этапов на большом и трудном пути. Николай Российский подтягивает до уровня своего участка и «тылы»: за передовыми станочниками-стахановцами становятся рабочие инструментальной, контролеры.

В борьбе за дальнейший подъем производительности труда используются все новые и новые средства. Стахановцы вовлечены в массовое рационализаторское творчество. Опыт, наблюдательность, инициатива каждого человека делаются постепенно общим достоянием. Растет культура производства, растет выработка.

Российский осваивает и внедряет на своем участке достижения новаторов труда других производств. Вот он приходит с доклада обувщика Василия Матросова. В руках у него матросовская тетрадь, где собран опыт стахановца. Вот он изучает богатый опыт уральского новатора-технолога Александра

Иванова — и переносит его методы на свой участок.

Выпуск четырех тысяч микрометров освоен, и участок берет на себя задание выпускать десять тысяч. И это после того, как недавно тот же коллектив с трудом выдавал одну тысячу микрометров! Но теперь надо искать новые резервы, новые возможности.

Молодые производственники становятся многостаночниками. Комсомольцы осваивают смежные про

фессии. Идет настойчивая борьба за (секунды, из которых складываются минуты, - напряженная борьба за экономию времени. Здесь инициаторами выступают бывшие «отстающие», ставшие передовыми. Все это способствует переходу участка на поток. Поточное производство мерительного инструмента — дело в мировой практике абсолютно новое. Не прекращая ни на день выпуска продукции, люди начинают «великое переселение» станков. Весь технологический процесс изготовления инструмента вытягивается в одну линию.

Читая книгу, мы видим, как постепенно инициатива Николая Российского и его товарищей становится достоянием всего завода «Калибр». Мы видим, как метод талантливого новатора подхвачен партийными и общественными организациями столицы и осваивается десятками предприятий.

По охвату событий и подбору многочисленных фактов книга Вебера может служить в какой-то степени краткой энциклопедией стахановского опыта, отраженного в своем развитии на одном из ведущих заводов страны. В этом бесспорная заслуга автора, сумевшего на живом примере и живых людях показать социалистическое отношение к труду. Отношение, которое немыслимо ни в каких других условиях, кроме советских.

Книга Ю. Вебера должна безусловно переиздаваться. Исходя из этого, хочется сделать несколько критических замечаний.

Не зная лично реально существующих героев книги, а глядя на них читательским взглядом, следует отметить, что образы людей в основном автору удались. Их видишь, чувствуешь, чем они живут, ощущаешь их трудности, радуешься их успехам. Но, к сожалению, вся жизнь героев проходит перед нами лишь на заводе. Читатель не знает и не видит богатой личной жизни людей, так по-разному ведущих себя на производстве. А видеть эту жизнь хочется.

Образ самого Николая Российского дан автором несколько сужен-но. Ведь это человек нового времени — широкий, разносторонний. Автору следовало бы значительно расширить показ внутреннего роста самого Российского. Пример — его деятельность в качестве депутата Верховного Совета, активного борца за мир. Богатейший материал для писателя дают и зарубежные встречи новатора.

Заключительная часть книги слишком второпях рассказывает о том, как стахановским стал весь завод.

Большинство пожеланий должно быть отнесено к будущему изданию. Книга же в существующем виде, бесспорно, интересна и полезна. Она нужна особенно молодежи, которая, не останавливаясь на достигнутом, смело идет вперед, дерзая, ища новое. У Николая Российского и его товарищей есть чему поучиться. Книга Вебера помогает этой учебе.

Вас. ЗАХАРЧЕНКО

39