Техника - молодёжи 1952-12, страница 37

Техника - молодёжи 1952-12, страница 37

Самый замысел книги необычен. Б романе, написанном в разгар междоусобной войны в Америке, Жюлъ Верп предлагает самое раздуши-тельное средство юйны заст вить служить науке. Под его волшебным перо л арти\лсрия из орудия убийства превращается в средство связи и транспорта, в могучий зонд для исследования глубин мирового пространства. А иезупречные математические расчеты, сделангше по просьбе Жю^я Верна его двоюродным братом, профессором Анрн Гарсе, и исполненнх ie холодной поэзии науки, заставляли читателей герита- в эту фантазию

Необычен и сюжет книги. Здесь нет борьбы личных интересов героев. - она строится на столкновении научных идей. Постройка пушки, отливка ядра, изготовление пороха — зот « странные» сюжетные узлы романа. Преодоление земного тяготения — вот ее высшее завершение и пафос.

Соединенные Штаты, описанные п ытом романе, не были реальной Америкой. Эта условная страна, где нет разлада между идеей и исполнением, страна неограниченны:; техническ их возможностей, бы\а лишь воплощением мечты Жюля Верна, мечты о гаком миро, где общество не связано никакими условностями - ре\игиозными, сословными, историческими, где нет ненавистного монархического строя, подобного наполеоновской империи, сковывавшей в те голы всп мыслящую и борищуюся Франции.

Поездка в Америку открыла Жг> лю Верну глаза: Соединенные Штаты совсем не были похожи на благословенный край, — напротив, это былр страна свирепого капитализма, жестокого порабощения человека человеком. Чтобы впечатление это окрепло и стало основой шировоз^ре-ни.: писателя, понадобились со^ы-сия 1870 -1871 годов: война и Парижская Ко>--уна.

...Прусские войска, вооруженные до зубов, ворва \ись во Фраадию, грабя и убивая на своем пути мирное население. Французская армия в 250 тыс. чел эвек. плохо вооружен

■» та в Я if 'i. //Ж

tfjk *ff<M к Ш

ная, руководимая несписобными генералами, со слабым и бездарным императоров во главе, должна была остановить военную машпну, насчитывающую 600 тыс. солдат.

Жюль Берн, призванный в армию и зачисленный в береговую стражу, слсдил за событиями молниеносной войны с яростью и тоской в сердце. Ничтожный Наполеон III позорно капитулировал при Се чане вместе со гей армией. Париж, осажденный немцами, после пяти месях ев re рои-ческсй обороны, не получая помощи извне, был сдан новым республиканским «правительством нацис нальной измены». Попав в Париж после заключения перемирия, писатель видел номецкип войска, вступившие во французскую столицу, видел провозглашение Парижской Коммуны 18 марта, втору и осаду Парижа и кровавую расправу генерала Гали-фэ. Да, эти годы заставили знаменитого писателя очень многое пересмотреть в своем мировоззрении!

В эту эпоху Жпаъ Верч сблизился с однмм из видных коммунаров-Паскалем Груссе. Груссе, жур-налисг, писатель, республия шец, социалист, пр инимал деятель лое участие в восстании парижского пролетариата, ведал в правительстве Коммуны иностранными делами и был впоследствии приговор он с

И в самом сердце своего остального городам, на вершит циклопической Башни Быка сл)вно символ американского капитализма, . 1ул0Це ставит чудовищную пушку, направленную на Фракевилпь. Один ее выстрел должен натлнить город огнем и смертью и превратись в трупы сто тысяч человек/

смертной казни, замененной пожизненной каторгой. Он был фанатическим проповедником идей великого французского утописта Шарля Фурье. И без согшения. под влиянием Груссе Жюль Берн написал свою утопическую робинзонаду «Таинственный остров». Не разделение труда, навязанное людям капитализмом, а разностороннее развитие челсвэка, уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом — именно эта идея Фурье воплощена во вдохновенном труде колонистов Таинственного острова.

Утопия — это мир, созданный без борьбы, социализм не завоеванный, а упавший с неба. Но неужели Жюль Берн, так ненавидевший угнетение и громко заявивший об этом устами своего любимого гнроя — капитана Немо, неужели он не видел в окружающей его действительности двух лагерей, стоящих липом в лицу?

Ответ на этот вопрос дает ронан сПятьсот миллионов бегуны», написанный Ж*олем Верном через несколько лет.

Этот роман — воспоминание о франко-прусской войне и в то же самое время это картин, будущего. За прошедшие годы от зорких г\аз писателя не укрылось, что на смену германскому идет американский империализм, что именно на североамериканском патерике капитализм должен принять самые чудовищные, самые агрессивные формы.

Героями своего нового романа Жюль Берн сделал мечтаэеля-уче-ного доктора Саразена и его антагониста г - ученого-капиталиста профессора Шульде.

Вдали от европейских бурь, в «благословенных.» Соединенных Штатах, на берегу Тихого океана, доктор Оаразен, наследник миллионов индийской ш.ини, строит идеальный город Франсевчлль. «Мы сделаем гражданами нашего города честных людей, которых душат нужда л безработица, — говорит он. — У нас же найдут убежище и те, кого чужеотранцы-п! >бедители "брекли на жестокое изгнание. У нас изгнанники, добровольные и невольные, найдут применение своим способностям, своим знанием, они внесут в каше дело духовный вклад более драгоценный чем. все сокровища мира. Мы пострсим прекрасные школы- которые буду г воспитывать молодежь, руководствуясь мудрыми принципамп высокой моральной, умственной и физической 1 ^льту ры, и это обеспечит нам в будущем здоровое, сильное и цвегу-щее погелгние».

35