Техника - молодёжи 1953-02, страница 4

Техника - молодёжи 1953-02, страница 4

Комсомолка Зина Соколова приехала в пустыню из Москвы, закончив курсы коллекторов для Главного Туркменского канала. Теперь это опытный, знающий коллектор нескольких буровых бригад. Она работала на узбойском пресноводном озере Ясхан, в район» Сары-Камыше кой впадины, на заброшенных землях древнего Хорезма»

Где-то в далеком высокогорном районе Афганистана, почти у границ Китая и Индии, зарождаются первые струи этой воды. На вы-

Колебание уровня воды в Волге и Аму Дарье в течение года.

«Дядя Миша»—так зовут все сменного бурового мастера Хамро Ишим-баева. Приехав из колхоза в геологическую партию экспедиции Главного Туркменского канала, Ишимбаев за короткий срок освоил профессию бурильщика. Теперь он один из лучших мастеров северной экспедиции. Он воспитывает молодой коллектив исследователей пустыни.

ки, — часть из них раскрыта, часть еще не распакована.

Посредине реки поднимается трехгранная вышка. Она сделана из больших, видимо недавно обструганных бревен. Из таких же светлых досок сложен большой помост внизу. У противоположно- / го берега вторая такая же вышка. Здесь изучают грунт под будущей плотиной, которал пересечет течение этой бурливой шо-коладно-золотой реки.

Мы видим, как вращается стальной бур, пронизывая воду, вонзаясь в толщу наносов на дне Аму-Дарьи. Периодически он извлекает на поверхность столбики грунта, на который будет опираться земляная плотина Главного Туркменского канала. Она не будет такой высокой, как плотины наших других равнинных рек, и поднимет воду всего лишь на шесть метров.

Откуда пришла эта вода, надвое разделившая просторы пустыни: на Кара-Кумы — «Черные пески» и Кзыл-Кумы - «Красные пески»?

ИЦы стоим на краю вытянутого против течения реки мыса. Это мыс Тахиа-Таш, «Каменная тюбетейка», давно отрезанный от берега Ленинским оросительным каналом.

С того берега Аму-Дарьи холодный ветер гонит и гонит мутные гребешки волн. Коричневая, как плохо заправленное молоком кофе, вода Аму-Дарьи, вспененные гребешки волн в лучах вечернего солнца кажутся совсем золотыми.

Наш берег сейчас в тени. Он зарос желтой, уже пожухлой травой, пушистыми, еще зеленеющими кустарниками. Посредине мыса в небо поднимается решетчатая ферма, растянутая стальными вантами. Это опора будущего кабель-крана, канатной дороги через реку.

Синее небо. Красно-бурая земля, посыпанная блеклым пеплом, пылью пустыни. Огромные катушки скрученных стальных тросов в руку толщиной, лебедки, моторы, яхци-

соте около пяти километров, у тающих льдов Вахаджира, начинается река, которую питают бескрайные ледяные пустыни одного из величайших хребтов земного шара -Гиндукуша. Свыше двух с половиной тысяч километров проходит по пустыне Аму-Дарья.

Здесь, в самом узком и, вероятно, самом удобном месте, где неистовая река как бы втиснута в пространство между «Каменной тюбетейкой» и теми далекими выступами, что желтеют на фоне голубовато-блеклого неба, русло перекроет земляная плотина. Вода Аму-Дарьи разделится на два потока. Один из них, прорываясь через спиральные каналы турбин гидроэлектростанции, а в половодье срываясь по бетону водосливов, пойдет прежним путем к Аралу. Второй поток, тоже через гидроэлектростанцию, устремится по руслу Главного Туркменского канала к Каспию.

Чтобы питать водою строительство этого величайшего сооружения, чтобы строить гидроэлектростанцию и шлюзы на сухой земле, уже начата прокладка обводного канала. По нему будет итти аму-дарьинская вода, оставляя сухим район головного сооружения на все время строительства.

Перед создателями канала стоят большие трудности. Вода Аму-Дарьи несет в себе колоссальное количество ила. Ученые придумали хитроумные отстойники, где избыток ила будет осаждаться. Периодически сквозь специальные колодцы, созданные в бетонном теле плоти-

Художник А. Победи НС кий зарисовал картину строительства головного сооружения Главного Туркменского канала, где полным ходом идут земляные работы. Здесь, используя могучую советскую технику, работают механизаторы комсомольцы — опытные строители, пришедшие с Волго-Дона. Отличных успехов добились скрепе-

Shctw Н. Краснощекое, А. Журавлев, . Антонов; экскаваторщики Е. Про-хоненко, К. Индрисов; водители самосвалов Кузнецов, Волков. Они в несколько раз перевыполняют нормы на прокладке обводного канала.

Двадцать лет живет и работает в Средней Азии Николай Дмитриевич Быстрое. Вдоль и поперек исходил он пески пустыни, за что его в шутку прозвали «львом Кара-Кумов». Он водил по пескам первые исследовательские экспедиции академика Обручева и Кунина, исследовал трассу Большого Кара-Кум с кого канала; сейчас он производитель работ нескольких бригад северной экспедиции Главного Туркменского канала.