Техника - молодёжи 1954-05, страница 15ваются слоями разной толщины, поэтому на изображении получаются все оттенки цвета, от совсем темного до совсем белого. Типографская форма и форма глубокой печати одинаково состоят из впадин и выступов. Но у типографской формы краска лежит на ее выступах, а у форм глубокой печати краска лежит во впадинах. Так как впадины могут быть разной глубины, естественно, и слой краски в них может быть толще и тоньше. Пока на Руси господствовала условная староиконописная манера живописи, глубокой печатью никто не интересовался. Но во второй половине XVII века в русском искусстве складывается могучее течение новаторов, уходящих от темных красок и изможденных «ликов» к светлым, полным жизни образам, взятым из действительности. Идейными вождями и лучшими представителями нового течения были знаменитый художник Пимен Федоров, известный более под именем Симона Ушакова, и его друг художник-оформитель («знаменщик») Иосиф Владимиров. Они первые в России начали осваивать глубокую гравюру на металле. Первоначально рисунок на формах просто вырезали, потом стали применять травление кислотами. При этом медную доску покрывали лаком, рисунок процарапывали иглой и заливали кислотой, которая выедала металл в местах царапин. Появление глубокой печати привело к созданию нового типа печатных станков — цилиндрических, явившихся прообразом будущих печатных машин. При типографской печати краска лежит на поверхности формы и аегко переходит на бумагу, значит, усилие, прижимающее бумагу к форме, может быть небольшим. Поэтому печатные станы состояли из двух плит, сдавливаемых винтом; между плитами помещались форма и бумага. Усилие винта распределялось по всей площади плит, давление на единицу поверхности было невелико. В глубокой печати краска лежит в углублениях формы. Надо притиснуть бумагу с такой силой, чтобы она вдавилась в углубления формы и вы сосала оттуда краску. Старый печатный стан не мог дать такого нажима, и появились станы, где сильными пружинами прижимались друг к другу два вала, между которыми протаскивали форму и бумагу. Здесь усилие распределяется только на узкую полоску касания валов, давление на единицу поверхности получается гораздо больше. Одна старинная книга так описывает работу печатника на цилиндрическом стане: «При сем кладет он гравированную доску на движущуюся в стане деревянную доску, оборотив медною вырезанною стороною к верху; и кладет на нее лист вымоченной бумаги, который покрывает другим листом... и сверх того сукном. Потом начинает он вертеть к себе приделанное к стану колесо, коим оборачивается верхний вал, а сей прижимает гравированную медную доску к деревянной столь сильно, что она проволакивается между валами... Через сие бумага притискивается к гравированной доске столь сильно, что она вдавливается в наитончайшие черты оныя и втягивает в себя краску». Первый русский стан для глубокой печати построил замечательный московский мастер Симон Матвеевич Матриц и Старые русские мастера отливали типографские буквы — литеры— в разборных формах. Наверху — части этой формы, внизу—форма в собранном виде, сбоку — отлитая литера с литником — литейной «прибылью». Гутовский, по происхождению украинец. Изготовленный им стан предназначался для новой московской типографии, которую назвали «Верхней». Основателем ее явился известный писатель и ученый того времени Симеон Полоцкий. Полоцкий родился и вырос на Украине, был там учителем. В 1664 году он переехал в Москву, где обучал молодых подьячих из числа отобранных для важнейших государственных Йел. Он написал пьесу «История о лудном сыне», поставленную в первом русском театре, много стихов и других сочинений. Печатным двором в то время целиком завладела церковь, он выпускал только богослужебные книги, и печатать там свои сочинения Полоцкий не мог. Поэтому он добился разрешения создать особую типографию. В 1678 году в Верхнюю типографию были доставлены шесть печатных станов, шрифты и другое оборудование. Сюда же привезли иноземные книги по химии и физике, математике и географии — видимо, для перевода и издания. На первой странице обложки этого номера журнала художник изобразил момент из жизни Верхней типогра фии, где русские и украинцы плечом к плечу работали на ниве отечественного просвещения. Горячее участие в новой типографии приняли ученик Полоцко-го Сильвестр Медведев и Симон Ушаков. Для книг Полоцкого Ушаков нарисовал, а Афанасий Трухмен-ский — гравер типографии —■ вырезал красивые гравюры «Мир и война», «Давид», «Варлаам и Иоасаф» и другие. Первая из нниг была выпущена в свет Верхней типографией в 1680 году. В это время Полоцкий умер, и все дело перешло в руки Медведева. Ему удалось выпустить еще три книги Полоцкого. Но в 1684 году по настоянию духовенства Верхняя типография была закрыта. С закрытием Верхней типографии глубокая печать в Москве не прекратилась. Ученики Трухменского—граверы Бунин, Андреев, украинец Григорий Терпчегорский и другие — создали мастерские, где печатали картинки, которые охотно покупали посадские люди и крестьяне. Не прекратилась связь русских и украинских граверов и типографов. В 1689 году Медведев вызвал в Москву киевских граверов Леонтия Та-расевича и Иннокентия Широкого для печатания агитационных листов. «А привезли они, — рассказывал позже Медведев, — на двор две доски медные, и теми досками печатали на Белгородском подворье, что в Китае, а тех листов было напечатано не меньше сотни». Так на протяжении первых полутора столетий существования печатного дела в нашей стране рука об руку всегда вместе работали русские и украинские мастера — типографы и граверы, развивая и совершенствуя одну из важнейших для развития культуры отрасль техники — полиграфическую технику. Печатание гравюр (из книги Зрелище природы и художеств», 1784 г.). |