Техника - молодёжи 1954-05, страница 14штрихи, но и серые пятна. Это было сделано с помощью тончайшей сетки из белых линий, покрывавшей штрихи. Достаточно посмотреть внимательно наши современные иллюстрации в газетах и книгах, чтобы заметить на них эту сетку — «растр», которая теперь наносится- фотомеханическим путем, но была гениально предугадана Михайловым в его вручную вырезанной гравюре. В это время на Украине создавались новые типографии. В 1617 году начала работать типография в Киеве. Техническим руководителем ее стал Павма Берында, воспитанный Братской типографией. Ученики Берын-ды — Вербицкий, Соболь, Земка — создавали свои типографии. Спиридон Соболь работал в Киеве, в Кутейно (близ Орши), в Чернигове, и везде, где он появлялся, возникали типографии. Так продолжало славное дело Федорова третье поколение его преемников. Когда в 1654 году Переяславская Рада по предложению Богдана Хмельницкого вынесла решение о присоединении Украины к России, работникам Кутеинской типографии, основанной Соболем, было предложено создать новую типографию —- в глуши северных лесов, на Валдайском озере. С московского Печатного двора туда был послан печатный станок, шрифты и другое оборудование. Приехал туда и московский словолитец Дмитрий Васильев, наладивший изготовление шрифта. Украинцы и русские вместе выпустили первые валдайские печатные книги. Во второй половине XVII века творческое содружество русских и украинских мастеров способствовало новому важнейшему достижению нашей полиграфической техники — освоению «глубокой печати». Способ глубокой печати до настоящего времени является лучшим для передачи изобразительного материала, поэтому наиболее сложные иллюстрации в книгах, а нередко целые книги и иллюстрированные журналы печатаются этим способом. Весь журнал «Техника — молодежи», за исключением обложки, печатается глубокой печатью. Поэтому, если сравнить фотографии, помещенные в нем, с газетными, можно заметить, насколько точней, богаче оттенками и ярче выходят они в глубокой печати. Чем это объяснить? В обычной типографской печати применяются непрозрачные краски, которые накладываются на бумагу ровным слоем, в полную силу. Переходы серого тона точно воспроизвести в типографской печати невозможно, их приходится имитировать сеткой, как это делал еще Анисим Михайлов. А в глубокой печати краски прозрачные и на бумагу наклады Вид старинной типографии (из книги «Зрелище природы и художеств», 1784 г.). лем ее был прославленный русский первопечатник Иван Федоров, рядом с ним у печатного станка работали его ученики украинцы Гринь Иванович и другие. В 1580 году неподалеку от Львова Федоров создал еще одну типографию — Острожскую, обучил новых «друкарей» и напечатал несколько выдающихся по мастерству изданий. Кстати, не только текст для них был привезен из Москвы, но и сами книги, как говорит запись тех лет, «привезены быша в великия России царьствующий град Москву... и рас-сеяшася во вся грады». Работая вдали от родины, Федоров не терял связи со своими соратниками в Москве и в Литве. После смерти Федорова в 1583 году его место у печатного станка заняли ученики и преемники. Один из них, Анисим Михайлов, вскоре после смерти мастера ушел в Москву. С 1586 года он работал на Печатном дворе переплетчиком, а позже — помощником Андроника Невежи, который был руководителем московской типографии после Федорова. В 1605— 1606 годах, после смерти Невежи, в Москве были созданы три типографии, руководителями которых стали потомственный московский печатник Иван Невежин, сын Андроника, украинец из местечка Радишев на Волыни Анисим Михайлов и северянин Никита Фофанов, уроженец города Пскова. Их издания, особенно издания Михайлова, были прекрасно оформлены и отлично напечатаны в две краски. Михайлов впервые создал такие гравюры на дереве, в которых были переданы не только черные В одну братскую семью, в одно государство воссоединились триста лет тому назад русский и украинский народы. Обращаясь к истории тех далеких лет, мы видим, как росло и крепло возникшее еще задолго до этой великой даты сотрудничество русских и украинцев во всех областях хозяйственной, политической и культурной жизни. Активную творческую помощь оказывали друг другу русские и украинские технику; вместе они трудились, совершенствовали технологию и орудия производства. Примером этому может служить история полиграфического производства в XVI—XVII веках, когда совместными усилиями русских и украинских мастеров осваивались новые способы печати. Первая русская типография была основана четыреста лет назад, в 1553 году в Москве. Издания ее, начавшие выходить в свет около 1555 года, получили широкое распространение в русских и украинских землях. Позже украинские типографы, например Тяпинский, использовали эти первые русские печатные книги в качестве образца для своих изданий. Почти двадцать лет спустя, в 1572 году, в городе Львове была создана первая украинская типография. Создате 12
|