Техника - молодёжи 1955-03, страница 31

Техника - молодёжи 1955-03, страница 31

70км -Н 35кп Н-

ь-ВОРКУТЯ ВОРКУТА СЫР-ЯГЯ

250ки

Схематический разрез вечномерзлотной толщи по меридиану от Амдермы на севере до УстЬ'Воркуты.

климат Восточной Сибири слишком сух, и только влага, сохраненная слоем мерзлой почвы, да конденсация водяных паров из воздуха холодной землей позволяют вырастать и вызревать хлебным злакам в жаркое, во короткое лето.

Советские люди уже научились покорять эти земли. Они сметают снег и снимают слой мха —природную защиту вечной мерзлоты, и деятельный слой почвы увеличивается. Они сажают растения на южных склонах, закладывают в основание гряд конский навоз, строят парники, проращивают рассаду при электрическом свете. И суровая северная природа не остается в долгу. Еще недавно на остров Диксон даже воду привозили на пароходе за 200 километров, а сейчас там выращивают свежие овощи. В Воркуте, в бухте Тикси растения вызревают в открытом грунте. Таковы результаты искусственного микроклимата.

Одно из удивительных открытий в этом странном мире вечной мерзлоты сделал пятнадцать лет назад советский ученый, профессор Каптерев. Из промерзших недр земли он извлек зародыши организмов: споры мхов и грибов, бактерии, мелкого рачка-хидоруса, которые потом ожили после спячки, длившейся десять, а может быть, и двадцать тысяч лет.

Науке уже давно известен ряд живых организмов, которые без вреда для себя могут выдерживать длительное замораживание. Коловратки и тихоходки оживают после температуры, близкой к абсолютному нулю; хлебные семена, охлажденные до 200° ниже нуля, упрямо прорастают. Кто знает, может быть, по мере того, как мы будем глубже погружаться в эту малоисследованную стихию, перед нами, оживая, развернется, казалось бы, давно ушедшая, древняя жизнь Земли.

Здесь стихия вечного холода противодействует влиянию времени, которое как бы не имеет силы в этом остановившемся мире. И прав был советский ученый М- И. Сумгин, один из основоположников науки мерзлотоведения, когда в противовес жалкой попытке совершить прыжок в будущее при помощи «бомбы времени», величиной 200 на 16 см, он выдвинул свой проект создания музея вечности.

...Глубоко под землей, в мерзлом слое, не подверженном действию внешних сил, где температура всегда постоянна и время словно остановилось, расположится этот фантастический МУЗей, Галереи, лежащие

Выпучивание каменного столба из грунта. Нй четырех кадрах схемы изображены последовательные стадии выпучивания.

на разных уровнях, в областях разных температур, сохранят для будущих веков животный и растительный мир Земли таким, каким видим мы его сейчас. Но музей этот не будет мертвым: разнообразные лаборатории исследователей разместятся под землей. Подлинный город науки возникнет в мертвом мире, в районе, далеком от шумных центров. Но мысль, рожденная здесь в тишине, в свою очередь поможет людям разбудить к новой жизни спящие в заколдованном ледяном сне страны и континенты...

Мы овладеваем вечной мерзлотой, мы побеждаем ее. Но будет ли она

когда-либо полностью уничтожена, изгнана с территории нашей страны, с поверхности нашей планеты?

Да и нужно-ли будет это делать?

Расчеты показывают, что для размораживания одного кубического метра вечномерзлой почвы нужно затратить 3 кг угля. Значит, если мы захотим только на 2 м опустить верхнюю границу мерзлоты, то нам понадобится 60 млрд. т угля, — больше, чем все запасы крупного каменноугольного бассейна.

Средняя толщина слоя вечной мерзлоты неизвестна. Но если мы примем ее хотя бы в 50 м., то угля нужно будет 1500 млрд. т. Чтобы охватить умом эту гигантскую цифру, достаточно сказать, что мировая добыча угля в настоящее время достигает полутора миллиардов тонн угля. Значит, при постоянном уровне добычи понадобилось бы тысячи лет на размораживание, если тратить на это весь добываемый в мире уголь!

Но в этих цифрах нет ничего удивительного. Ведь уголь — это солнечная энергия, в течение многих столетий аккумулировавшаяся в черных блестящих камнях; вечная же мерзлота.— космический холод, оставивший свои следы в толще земной коры. Много веков солнце и холод вели борьбу: то одна сторона на время брала верх, то другая. Но в итоге это была битва без победы и поражения. Теперь же в эту великую битву вступает во всеоружии человек.

Он заставит работать сам холод, используя разность температур воздуха и морской воды или подпочвы; он соберет метан, поднимающийся со дна моря Лаптевых; он зажжет под землей пласты нефти, угля и горючих сланцев; он, наконец, заставит недра атома отдать на это дело свою энергию. Станет на службу человеку и вечная мерзлота. Это будет обновленный мир гигантских пресных морей, рек, изменивших течение, преображенной, расцветающей земли... Но наше несовершенное зрение не позволяет нам слишком долго глядеть в это далекое будущее.

Мы стоим лишь в самом начале нашего пути. Быть может, на многие вопросы, заданные сегодня, сможет ответить только следующее поколение: здесь нужны соединен-ны*} усилия многих наук — геологии, географии, биологии, геофизики, геохимии, гидрологии, биогеохимии. Но даже сейчас, зная еще очень мало, мы все же должны стараться заглянуть в это будущее.

ГОСТЬ ИЗ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

Изошутка В. НАЩЕНН0