Техника - молодёжи 1956-05, страница 36

Техника - молодёжи 1956-05, страница 36

лели все сильнее. — Если болт проходит насквозь, то ручка поставлена не по проекту.

К двери бросился механик и закричал:

— Хлопцы мои! Ищите ключ! Двадцать миллиметров!

И, схватив тут же поданный матросом гаечный ключ,

дрожащими от нетерпения руками наложил его на головку болта, тронул ее сильным рывком с места и сделал несколько оборотов.

— Идет! — взволнованно произнесла догадавшаяся уже о его намерении Ольга. — Путь для воздуха!

Механик еще несколько раз, уже без прежней поспешности, повернул ключ, потом снял его с болта и хмуро сказал:

— Не идет и не ройдет! Вертится вместе с гайкой. А гайка — с той стороны.

Все снова приуныли.

— Думаете, не получится? — яростно крикнул механик. — Ключом не взяли, так зубилом возьмем! Хлопцы, зубило и ручник!

Болт был из прочной стали. Зубило высекало из него желтоватые искры. Но вот после ожесточенных ударов головка болта отскочила и сам он мгновенно провалился вниз. Небольшое отверстие в ручке протяжно и однотонно завыло, как пароходная сирена.

— Маловато отверстие, — покачал головой механик.— Так воздух долго будет сочиться.

И он обеими руками с силой потянул ручку вверх.

Отсек сразу наполнился басовым рычанием вырывавшегося наружу воздуха. Минут десять человеческого голоса не было слышно. Видно было только, как шевелятся губы.

Капитан схватил механика за руку и показал на один из приборов. Стрелка медленно ползла к начальным делениям шкалы. Погружение кормы было уже меньше двадцати пяти метров.

Это был тот момент, когда над голубой водной пустыней из глубин поднялась корма танкера.

Смолкло рычание воздуха, и моряки без труда подняли дверь, ставшую как бы палубным люком. Внизу, в глубоком, почти вертикальном колодце коридора, плавно подымалось и опускалось блестящее черное зеркало воды. Оно медленно светлело и, наконец, стало темнозеленым.

— Вот и солнышко сквозь воду играет! — как-то особенно ласково сказал один из матросов.

— Но что же дальше? — все еще с беспокойством вымолвила Ольга. — Ведь выше мы уже не всплывем, хоть год ожидай!

Все долго сидели в тяжелом молчании, глядя вниз, в изменчивую и призрачную прозелень воды.

Вдруг капитан крикнул удивленно и радостно:

— Смотрите на стрелку!

— Семьдесят один! Семьдесят! — громко отсчитывал второй штурман путь стрелки. — Да это чудо какое-то!

Глядя на ряды разноцветных кнопок главного пульта, капитан сказал каким-то новым, словно помолодевшим голосом:

— Ольга Ивановна! Петр Ильич! Проверьте автоматику! Проверьте как можно тщательней, чорт возьми! Вы тут чего-то не учли, а оно действует. Какая-то сила выводит корабль на ровный киль. Следите, как бы там опять что-нибудь не сорвалось. Уже пятьдесят восемь!

Легко и счастливо смеясь, Ольга поправила:

— Пятьдесят семь! А за автоматику не беспокойтесь.

И, словно в подтверждение, снаружи донесся приглушенный пенометаллом крик:

— На танкере! Держитесь, товарищи! Мы вас на ровный киль выводим!

В коридоре, быстро отступая, забурлила и вспенилась белым конусом вода. Это снаружи подвели шланг и пустили в отсек свежий воздух.

В голубеющем круге иллюминатора виден был на небольшой, спокойной зыби великолепный зеленовато-жемчужный корабль! В борту его черным провалом зияла пробоина. От танкера отвалила большая шлюпка. И Норенко, стоявший в санитарной каюте у иллюминатора, с тревогой оглянулся на койку Андрея.

Шлюпка подвалила к эсминцу, а Афанасий Варфоломеевич, находясь в полном смятении, все еще не знал, что предпринять. И только услышав в коридоре быстрые шаги, Норенко бросился к двери. Но было поздно. В каюту вошли Ольга и капитан.

Норенко стал перед ними и умоляюще произнес:

— Ольга, ему же врач запретил волноваться.

Воронов решительно возразил:

— Много твой врач понимает в таких вопросах. Может быть, ты еще запретишь нам помечтать о том, каким будет танкер «ПМ-2»? Только попробуй!

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, НТО ВАШ ВЗГЛЯД ПОДОБЕН ЭЛЕКТРОННОМУ ЛУЧУ КИНЕСКОПА?

Одним из самых чудесных чувств, которыми обладает человек, является зрение. С помощью наших глаз мы видим спокойную и гордую красоту лесов, рек и горных вершин и яростную пляску бушующего моря. Мы замечаем птиц в стремительном полете и мгновенный разряд молнии. Зрение помогает нам постигать все накопленное тысячелетиями богатство человеческих знаний и перестраивать мир.

С помощью зрения мы изучили даже само зрение, проникли в тайны работы человеческих глаз. Но до конца ли эти тайны раскрыты?

Не поворачивая головы, мы можем следить за всем, что попадает в широкое поле зрения глаз. Но как в это время движутся глаза, следуя за предметом наблюдения? Внешне их движение кажется очень простым. Как будто не стоит даже уделять этому вопросу внимания. Но, оказывается, знать тончайшие особенности движения глаз чрезвычайно важно для медицины, усовершенствования кино и телевидения, при конструировании приборов и сложных станков, при размещении приборов в самолетах, особенно скоростных, и даже при установке светофоров и других дорожных знаков.

Бывает так, что незнание одной из особенностей глаз может быть гибельным для многих людей, особенно в наш век высоких скоростей. Поэтому очень важно раскрыть и секреты движения глазного яблока в его орбите.

Если человек смотрит на предмет, находящийся прямо перед ним, глаза могут быть почти неподвижны либо двигаться оба одновременно, короткими, почти незаметными «скачками». Удалось подсчитать, что 97*/о времени своей работы глаза практически неподвижны и лишь Зо/( уходит на «скачки». Однако в среднем глаз каждую минуту 120 раз меняет точки, на которых останавливается взгляд.

Продолжительность «скачков» глаза очень мала. Например, при «скачке» на угол в 1° продолжительность перемещения взгляда равна 0,02 сек., а при «скачке» на 20° — не больше 0,07 сек. Любопытно, что у всех людей продолжительность «скачков» для одних и тех же углов одинакова. Она не зависит от желания наблюдателя совершать «скачки» взгляда быстрей или медленней. Продолжительность «скачка» у любого человека зависит только от величины угла, на который отклоняется взгляд.

При попытке плавно обвести глазами какой-либо неподвижный предмет человеку кажется, что глаза его движутся

од о то

Ш11111 ЩЩ

Слева на рисунке показаны геометрические фигуры и линии, по которым скользил глаз. Справа — запись движения глаза.

равномерно и непрерывно. В действительности движение взгляда происходит скачкообразно, хотя величина скачков очень мала и не ощущается человеком (см. рис.). Если с чрезвычайно большой точностью изучить неподвижное положение смотрящего глаза в промежутке между двумя «скачками», то окажется, что и в этом случае глаз не остается неподвижным. Изображение неподвижной точки все время перемещается по сетчатке глаза на ничтожные расстояния в среднем со скоростью шести угловых минут в одну секунду. Кроме того, глаза человека совершают еще непроизвольные колебания, вызванные дрожанием глазных мышц. Под действием этих колебаний ось глаза описывает конусы. Каждый такой оборот продолжается около 0,012 сек.

Если объекты нашего наблюдения расположены на разных расстояниях от наблюдателя, то при этом движения глаз становятся более сложными. Происходит сведение и разведение зрительных осей, что необходимо для восприятия пространственных отношений предметов. Время смены точек остановки взгляда значительно увеличивается, и на его долю в процессе зрения приходится уже значительно больше Зо/8 всего времени.

Исследования показали, что если бы наши глаза остановились, то уже через несколько секунд изображение исчезло бы. Это происходит потому, что прекратились бы нервные импульсы, идущие от сетчатки в мозг, которые возникают лишь при постоянной смене освещения отдельных элементов в сетчатке.

Современная техника помогает изучать самые сокровенные тайны зрения, и одну из этих тайн раскрыл прибор, изображенный на вкладке.

На цветной вкладке помещены репродукция картины художника Шишкина и фотография девушки. Ниже даны записи движения глаза на фотобумаге при рассматривании этих изображений. Картина рассматривалась 10 минут, фотография — 1 минуту.

Внизу показаны: 1. Крепление на глазном яблоке присоски с зеркальцем. 2. Ход луча при записи движения глаза на неподвижную фотобумагу.

А. ЯРБУС, кандидат философских наук

32