Техника - молодёжи 1956-05, страница 40

Техника - молодёжи 1956-05, страница 40

атомной энергии: ведь установка на использование атомной энергии отодвинула бы сроки космического полета на неопределенное время.

Здесь, у меня на столе, лежат папки со всеми тремя проектами. Достаю переплетенные в ледерин книги. Вот первый. В исходных данных на первой странице расчетов указана используемая скорость истечения газов из сопла двигателя — 3 200 м/сек. Отношение веса ракеты вместе с полезным грузом к весу топлива 1,58. Предполагаемое число пассажиров — 3. Вес полезного груза —10 т.

Переворачиваю страницы, исписанные сложными формулами, разнообразными вычислениями. Ракета должна подняться с Земли, опуститься на Луне, взлететь с нашего вечного спутника и, погасив большую часть своей скорости (около 7 км/сек) в атмосфере Земли, совершить посадку. И вот последняя страница расчета с итогами: составная ракета должна иметь 8 ступеней и весить в момент взлета с Земли 2 580 000 т. Это в 50 раз больше, чем весит большой океанский корабль с полным грузом.

Вот расчеты второго проекта. Он предусматривает создание промежуточной станции для старта, грандиозного искусственного спутника, летающего острова, совершающего оборот вокруг Земли за 1,5 часа на высоте 350 км. Ракета, стартующая с этого острова, опускается на Луну, взлетает с нее и опускается на Землю, также погасив скорость в атмосфере.

Снова страницы расчетов. И вот первые итоги. С искусственного спутника должна взлететь пятиступенчатая ракета массой в 24 100 т, из которых 5 300 т весит ракета с аппаратурой и 18 800 т — топливо.

Чтобы доставить «пустую» ракету без топлива на летающий остров, нужна трехступенчатая ракета со стартовым весом более 500 тыс. т.

А вот и другой вариант этого же расчета: ракету доставляют на летающий остров по частям, каждая весом всего 10 т. Для этого надо израсходовать 2 410 трехступенчатых ракет со стартовым весом около 1070 т.

Полеты этих ракет займут не менее года. Общая же масса конструкций и топлива в этом случае остается той же — 2 580 000 т! Два с половиной миллиона тонн для кратковременного пребывания трех человек на нашем вечном спутнике! Да это еще без учета расходов и трудностей, связанных с созданием летающего острова и сборкой на нем столь грандиозной ракеты!

Надо отметить еще один недостаток первых двух проектов. Может быть, он и был самым главным, из-за чего предпочтение было отдано третьему проекту.

Не разведано космическое пространство. Не известно еще, сколь вероятна встреча с метеором, сколь опасно влияние на человеческий организм космических лучей. Не разведана и поверхность Луны. Может быть, там есть участки, опустившись на которые космический корабль, в лучшем случае, уже не сможет взлететь! А ведь оба проекта строились из расчета, что с первым же кораблем отправятся на Луну люди. Можно ли рисковать их жизнью? Все это и побудило меня предложить следующее решение.

Я открываю папку с третьим вариантом полета. Он резко отличается от первых двух... Но вдруг...

Короткий резкий звонок... Внезапно ожили стрелки приборов, экраны осциллографов и телевизоров. До старта остались считанные минуты. На экране телевизора видно, как уходят от стратоплана механики, как пилот, в последний раз махнув рукой, захлопывает дверь кабины. А на щите управления над всеми приборами горят спокойным светом — вполнакала — зеленые лампочки. Это значит: все в порядке!

Командный сигнал на старт выдаст специальный электронный счетно-решающий прибор. Исходными данными для него служат коор

ДАЛЬНОВИДНЫЕ МЫСЛИ

О радио*.• в 1832 году!

В 1938 году члены Британского королевского научного общества вскрыли найденный в архиве запечатанный конверт с письмом великого английского физика М. Фарадея, по воле которого письмо должно было быть вскрыто спустя 100 лет.

В этом письме, датированном 12 марта 1832 года, М. Фарадей высказал свое убеждение, что в передаче электрических и магнитных явлений основную роль играет промежуточная физическая среда.

«На распространение магнитного воздействия требуется время, т. е. при воздействии магнита на другой отдаленный магнит или кусок железа влияющая причина (которую я позволю себе назвать магнетизмом) распространяется от магнитных тел постепенно и для своего распространения требует определенного времени, которое, очевидно, будет найдено очень незначительным.

Я полагаю также, что электрическая индукция распространяется точно таким же образом.

Я намерен предположить, что распространение магнитных сил от магнитного полюса похоже на колебания взволнованной водной поверхности или же на звуковые колебания частиц воздуха, т. е. я намерен, как это сделано по отношению к звуку, приложить и магнитным явлениям теорию колебаний, которая является наиболее вероятным объяснением световых явлений».

динаты Луны, которые непрерывно измеряются радиолокационным дальномером и оптическим телескопом, перекрестие волосков которого все время поддерживается на одной из вершин в центре Луны, около цирка Гип-парха. Эти данные поступают по радиорелейной линии от астрономической станции, расположенной в 80 км от нас.

Спокойный голос диктора говорящих часов отсчитывает последние секунды... Старт! Из двигателей стартовой тележки вылетели снопы огня. Стратоплан, набирая скорость, скользит по взлетной дорожке. Он отделяется от тележки при скорости 550 м/сек, когда обретают силу прямоточные воздушно-реактивные двигатели.

Движутся стрелки приборов. На одном из экранов возникает траектория с силуэтом корабля, стремительно набирающего скорость и высоту. Радиоимпульсы, посланные направленной антенной, переизлучаются бортовой аппаратурой ракеты и возвращаются обратно. До самой посадки на Луне будут сопровождать лучи радиолокаторов наш космический корабль.

Между тем экран показывает стремительное падение стратоплана. Авария. Но почему же ровно светятся зеленым светом лампочки аппаратуры?

Нет, это не авария — это стратоплан, выполнив свою задачу, разогнав космическую ракету до скорости 2 200 м/сек, пошел на посадку.

Острая, похожая на стрелу своими небольшими отогнутыми назад крылышками, космическая ракета продолжает набирать скорость и высоту. Чуть дрожит голубоватый экран. Сильнее склоняются вправо стрелки указателей скорости. Голубая светящаяся дорожка показывает крутую траекторию взлета. И вот, отброшенная, падает первая ступень, скорость ракеты с учетом скорости вращения Земли достигает 6 тыс. м/сек.

И тут-то в первый раз вспыхивает красная лампочка. Светящееся табло показывает, что ракета отстала от графика на 200 М. Но мое вмешательство еще не требуется. Приборы сами отдадут команду, ее «выработает» счетно-решающий прибор, получивший от радиолокаторов сведения об этом отставании. "И вот цифры начинают скручиваться в обратном порядке: только что отставание было 150 м, сейчас уже 78 м. Аппаратура работает безукоризненно, а ракета послушно выполняет предписанную ей программу.

Вот стрелки скорости и высоты коснулись первой красной черточки. 350 км — высота над поверхностью Земли. 8 км/сек — скорость. Космическая ракета летит параллельно Земле и продолжает набирать скорость. 9 тыс. м/сек. Отпадает вторая ступень. Я вижу по показаниям приборов, что последней ступени ракеты дана команда продолжать набирать скорость. Увеличив ее до 10,3 км/сек, ракета начинает полет по эллиптической траектории с выключенным двигателем.

Можно отдохнуть? Ведь только примерно через 12 часов, совершив полтора оборота по этой траектории, получит ракета новую команду и, увеличив свою скорость на 1,8 км/сек, выйдет по полуэллиптической орбите на стационарную орбиту против нашей станции управления. Здесь по команде ракета увеличит свою скорость на 0,16 км/сек и начнет полет по стационарной орбите. Эта орбита, отстоящая от Земли на расстоянии 35 810 км, характерна тем, что движущееся по ней тело совершает полный оборот вокруг Земли за 24 часа.

Значит, ракета все время будет неподвижно висеть над нами. Это очень удобно. Ведь ракета почти израсходовала свое топливо, а до Луны еще далеко. Но уже к ней по тому же пути следуют совершенно такие же ракеты — заправщики, в которых в качестве груза (500 кг) находится топливо для нашей ракеты.

Через каждые 12 часов будет прибывать на орбиту новая раке

34