Техника - молодёжи 1956-05, страница 41

Техника - молодёжи 1956-05, страница 41

та-заправщик. Все повторяется так же, как и при полете первой ракеты.

Наступает один из ответственнейших моментов полета. Полезный груз первой ракеты должен быть доставлен на Луну. Полезный груз второй ракеты, вышедшей На стационарную орбиту, — топливо. Его надо перелить в первую ракету.

Вступила в действие сложная и точная аппаратура •сведения. Радиолокаторы непрерывно измеряют координаты ракеты. Данные измерений мгновенно обрабатываются счетно-решающими приборами. И по радио на ракету-заправщик поступают команды.

Уже на расстояние всего в несколько десятков метров сведены ракеты. Включаются телевизионные передающие камеры, находящиеся на ракетах. Главный пилот садится за пульт, откуда он будет управлять по радио сведением ракет, переливанием топлива.

Этой операцией он занимался в авиации без малого двадцать лет. На этот раз ему предстоит сделать то же самое, находясь на Земле перед телевизионными экранами. Но он чувствует здесь себя так же, как если бы сидел в ракете-заправщике.

С волнением наблюдаю за дружеской встречей в космосе двух посланцев Земли... А в это время начинает старт уже третий стратоплан с космической ракетой-заправщиком.

Всего четыре ракеты-заправщика должны перелить в «лунную» ракету топливо. Идут уже вторые сутки...

К концу третьих суток сели на свой аэродром все стратопланы. Первые ступени космических ракет, опустившиеся на найлоновых парашютах, уже подобраны. Найти их не составляло труда, место приземления было засечено радиолокаторами, а компактный радиопередатчик ступени выводил команду, имеющую переносный радиопеленгатор, прямо на них. Вторые ступени ракет превратились во временных искусственных спутников, летающих по эллиптическим орбитам неподалеку от Земли. Со временем они потеряют скорость и сгорят в атмосфере при падении. Для пользы дела в них установили измерительные приборы и по радио получают сведения об околоземном пространстве.

Корпуса ракет-заправщиков, находящихся на стационарной орбите, также долгое время будут приносить пользу. На них установлены компактные телевизионные передающие камеры и другие автоматические приборы. Сейчас ими уже «завладели» метеорологи и геодезисты — им очень важно иметь наблюдательный пункт на стационарной круговой орбите. Таким же методом создается на этой орбите автоматическая ретрансляционная установка, которая откроет новые возможности для дальней радиосвязи и обмена программами между телевизионными центрами на ультракоротких волнах. «Репортаж» о ее работе вы вскоре увидите на экранах своих телевизоров.

А сейчас наше внимание сосредоточено на «лунной» ракете — наступает последний этап ее полета. Последняя ракета-заправщик перелила топливо. Работают счетно-решающие приборы. Старт «лунной» ракеты со стационарной орбиты нужно произвести в такой момент, чтобы, когда ракета будет приближаться к Луне, Земля оказалась повернутой к ней той стороной, на которой расположена станция радиотелеуправления. Команда отдана, ракета, увеличив скорость на

1.02 км/сек, отправилась к Луне по полуэллиптической траектории.

По прибытии в верхнюю точку ее ракета по команде набирает дополнительную скорость 0,49 км/сек. Теперь она движется параллельно Луне и начинает падать на нее. Еще один важный этап — посадка!

Если бы позволить ракете упасть на Луну, не тормозя ее падения, она врезалась бы в нее со скоростью

2.3 км/сек, то-есть в два раза большей, чем скорость вылетающего из дальнобойного орудия снаряда. Но в нашу задачу не входит «бомбардировка» Луны. Поэтому на заданном расстоянии от Луны вступает в работу мощная радиолокационная станция. Прямые и отраженные от Луны импульсы принимаются бортовой аппаратурой ракеты, что и позволяет измерить расстояние ракеты от поверхности нашего вечного спутника. По специальной программе включаются двигатели ракеты, и она садится на поверхность Луны, доставляя 500 кг груза.

Уже несколько минут пусты „экраны телевизоров. Ни в какой телескоп невозможно разглядеть лежащую на поверхности Луны посланницу Земли. И вдруг на одном из больших телевизионных экранов вспыхивает яркое изображение какого-то явно не земного пейзажа. Острые грани горных хребтов, черное небо с крупными звездами и каким-то необыкновенно ярким голубо

ИЗБЕЖАЛИ ВСТРЕЧИ

Изошутка Б. Бассарт

ватым светилом. Ну, конечно, это лунный пейзаж с висящей в небе Землей. А передает изображения телепередаю-щая камера автоматической танкетки-лаборатории, доставленной на Луну нашей ракетой.

Ею тоже будут управлять с Земли по радио — ее передвижением, работой. С помощью танкетки-лаборатории операторы найдут место для удобной посадки следующих ракет. Танкетка останется там служить для них радиомаяком.

Управлять танкеткой будут с другого пульта. Один из операторов, получивший опыт управления ею в условиях пересеченной местности на Земле, опытной рукой уже «повел» танкетку по лунной поверхности.

В комнату входит оператор Московского телецентра. Через несколько минут по радиорелейным линиям на телевизионные центры многих городов будут переданы изображения, принятые с Луны.

Пока танкетка не найдет окончательного места лунного астродрома, запуск ракет прекращается. И только после того как на Луне около танкетки опустится 17 ракет, прилетят туда люди. Они смогут оставаться там неограниченно долгое время. Все необходимое для их жизни, работы и возвращения на Землю будет доставлено ракетами без экипажа. Все, что им еще потребуется, доставят по первому требованию.

А сейчас в нашей работе перерыв. И в моих руках снова оказывается папка с расчетами третьего варианта полета на Луну, практическое осуществление которого прошло на наших глазах. И я сразу открываю папку на последней странице.

«Итак, — написано здесь, — по нашему мнению, создание постоянно действующей научной станции на Луне целесообразнее всего осуществить по описанной схеме с помощью небольших однотипных, управляемых с Земли по радио ракет с полезным грузом 600 кг и взлетным весом 50 т. Для доставки на Луну экспедиции весом 10 т потребуется соответственно 100 ракет. На возвращение трех человек обратно на Землю потребуется 72 ракеты при условии заправки трех ракет топливом на Луне и дозаправки их на стационарной орбите (торможение скорости 7—8 км/сек в атмосфере Земли). Суммарная масса конструкции и топлива будет составлять 8 600 т, однако, приняв необходимый резерв в 28 ракет, будем считать окончательной цифрой 10 тыс. т. Это в 250 раз меньше, чем при первых двух вариантах полета.

Осуществление этого проекта возможно в течение ближайших 5—10 лет. Приступить к его реализации можно будет после первых полетов автоматических спутников Земли».

Среди нескольких подписей, скрепляющих расчеты, была и моя подпись.

Я закрыл жесткий переплет папки.

Ведь именно сегодня осуществилась моя мечта, несколько лет назад выраженная в столбиках расчетов.

Теперь можно приступить к осуществлению проекта радиотелеуправляемой ракеты для полета на Марс.

Тако^ общий закон нашей жизни: за каждой взятой вершиной открывается новая, еще более прекрасная и манящая, чем взятая...

Раздался телефонный звонок. Я узнал голос недавно назначенного начальника первой научной станции на Луне. Через несколько месяцев, когда на Луне все будет подготовлено, его экспедиция управляемыми с Земли ракетами будет высажена на лунном астродроме. Он спрашивал о результатах.

— Все в порядке, — ответил я, — принята первая передача с танкетки-лаборатории. — Путь на Луну открыт.

41