Техника - молодёжи 1958-07, страница 20

Техника - молодёжи 1958-07, страница 20

В N? 8 нашего журнала за

^ прошлый год была опуб-

( линована заметна под за-

< головном «Утрамбованная ) земля — строительный мате-/ риал». В ней расснаэыва-

< лось о возможности приме-) нения самой обыкновенной ) земли в иачестве строитель-I ного материала для возведе-S ния малоэтажных зданий.

> Заметка эта вызвала боль-j шой интерес у широкого J круга наших читателей. Мно-) гие из них обратились в ре-) данцию с просьбой ответить J на целый ряд возникших S у них вопросов. В частности, j молодые механизаторы и иол-} хозные животноводы спра-

< шивают, можно ли из земли

> построить сараи для хране-) ния сельскохозяйственных ( машин, животноводческие и j другие производственные по-

> мещения?

j А некоторые читатели

( задают и такой вопрос: мож-

> но ли из утрамбованной зем-\ ли построить хороший жи-( лой дом?

_> Ниже мы публикуем ста-

) тью архитектора А. Яковле-

( ва, в ноторой даются ответы

j на эти вопросы.

ИЗ УТРАМБОВАННОЙ ЗЕМЛИ

А. ЯКОВЛЕВ, архитектор

СОМНЕНИЯ БЫЛИ НАПРАСНЫ

« Ж итель поселка Отрадное А. С. Федотов построил дом из земли...»

Эта фраза из короткой заметки, опубликованной в одной из центральных газет, и явилась причиной того, что на имя бывшего столяра, а ныне пенсионера Александра Семеновича Федотова стало приходить множество писем. Сотни людей задавали ему самые различные вопросы, просили совета, высказывали сомнения...

С утра до вечера отвечал на письма Александр Семенович. Но разве всем ответишь? Ведь ответы нужны подробные, ясные. Иначе не убедишь: как с мрамором накрепко связано у людей представление о зданиях богатых, красивых и вечных, так и с землей столь же крепко связано представление о постройках бедных, убогих, временных.

Мне, архитектору, было хорошо известно, что близ Гатчины, под Ленинградом, более 150 лет стоит двухэтажный земляной дворец. Я знал, что такой же дворец в бывшей Лифлянд-ской губернии, принадлежавший *еще князю Меньшикову, был разрушен лишь в 1916 году. Знал также, что в Москве, в Ленинской слободе, до 1932 года стоял такой же двухэтажный дом, что в Новгороде раскопаны остатки земляного дома, что множество древних земляных сооружений известно археологам... И все же, несмотря

Рис. автора

на все это, при слове '«землебитный» мне рисовался приземистый, осевший набок сырой домик, построенный А. С. Федотовым в своем поселке.

«Мало ли что делали в старину! — думал я. —Кто знает, какие тогда были секреты!»

И вот мы с Федотовым идем по большому дачному поселку, расположенному на берегу Невы. А когда Александр Семенович вдруг остановился и сказал: «Вот он»,— я принял его слова за шутку. Настолько этот большой, высокий, одетый в светлую штукатурку дом не вязался с моими «традиционными» представлениями о домах, сделанных из земли.

Пройдя через большую остекленную веранду, мы попали сначала в одну высокую, залитую светом комнату, затем в другую, третью, четвертую... Большие размеры дома сразу стали ощутимы, и представление о непрочности грунта быстро пропало.

— Когда я надумал строить дом, — сказал Александр Семенович, — мысли об этом лишили меня покоя: «Как, из чего его строить?» Долго подсчитывал, прикидывал. И вот припомнил, что в деревне, где когда-то я жил, штукатурили дома землей, в которую добавляли песок, Думаю: «А почему бы не сделать из такой смеси и стены? Но будут ли они теплыми, прочными? Не потрескаются ли?..»

Да, было над чем призадуматься Александру Семеновичу... Ведь до сих пор дома строили главным образом из самана — из глины с соломой, да и то только в сухих районах страны. А на берегах Невы сырая погода, резкие изменения температур, частые дожди...

— Сначала, — продолжал свой рас

сказ Федотов, — зная, как делают в деревянных ящиках-формах саман, я хотел было также делать и кирпичи из грунта. Но рабочих рук было мало — я сам да еще один такой же, как и я, пожилой помощник. А времени — один месяц отпуска. Поэтому надо было торопиться. Тогда я и решил формовать кирпичи из земли прямо на стене: пусть сохнут на месте. «Ну, а раз, г— думаю, — кирпичи не нужно переносить, то можно же делать их и покрупнее».

Вот и родилась идея своего рода «крупноблочного» строительства из земли.

Восемь лет стоит дом Александра Семеновича. И теперь уже нет никаких сомнений в том, что грунт, обыкновенная земля, по которой мы ходим, такой же хороший строительный материал для одноэтажных домов, как и любой другой, к которому мы привыкли.

Все эти годы дом Федотова простоял без ремонта. Но и по сей день он не имеет никаких признаков разрушения, хотя при строительстве и были нарушены многие технические правила.

Однако из этого не надо делать вывод, что любое сооружение из земли, как бы небрежно оно ни было построено, будет хорошим и долговечным. Александр Семенович всегда предостерегает тех, кто обращается к нему за советом, от многих ошибок, которые допустил сам.

Чтобы наши читатели не повторяли ошибок Федотова, мы и расскажем о том, как нужно правильно возводить строения из этого несколько необычного материала.

В заголовке: так сейчас выглядит дом А. С. Федотова, построенный им из земли в 1950 году.