Техника - молодёжи 1959-01, страница 16

Техника - молодёжи 1959-01, страница 16

Вот он, знаменитый маятник Алле (его нижняя часть и верх), при помощи которого французский ученый впервые в истории науки обнаружил, как у&еряет зарубежная печать, изменчивость причин, влияющих на тяготениеt и тем экспериментально доказал, что законы тяготения не обладают приписываемой им строгостью.

Во-первых, это ядерные силы, то есть силы, обеспечивающие, в частности, устойчивость атомного ядра, связывающие в «кулак» протоны и нейтроны. Q микромире — это самые могучие И 'непреодолимые силы, и ученые называют связи, образуемые ими, сильными взаимодействиями.

Во-вторых, это наиболее изученные и хорошо знакомые нам электромагнитные силы, обусловливающие так называемые электромагнитные взаимодействия. Если величину ядерных сил принять условно за 1, то значение электромагнитных сил составляет 10—2, то есть Vioo.

На третьей, нисходящей по величине сил ступени находятся распадные силы, или силы слабых взаимодействий. Это те самые силы, которые, в частности, заставляют распадаться радиоактивные элементы и выбрасывают электроны при так называемых бета-распадах из исходного, неустойчивого элемента.

Они потрясающе малы. Они в сотни триллионов раз меньше ядерных сил, то есть их коэффициент в принятых нами условных единицах составляет всего 10—и.

И все же они титаны перед гравитационными силами, действующими в микромире и обусловливающими там гравитационные взаимодействия. Коэффициент этого четвертого рода сил составляет всего 10—38, то есть отражает исчезающе малую, почти нулевую, величину.

Как же изучать эту силу? Где искать ее «источники? Как управлять ею?

ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ УПРАВЛЯТЬ ТЯГОТЕНИЕМ

Неужели мы совершенно не умеем управлять тяготением? Неужели у нас нет никаких средств уменьшать силу тяжести, когда это необходимо, а если нужно, то и увеличивать ее?

Как это ни покажется на первый взгляд странным, некоторыми возможностями в этом сммсле человек располагает. Так, он уже научился уменьшать эффект тяготения до нуля, то есть до состояния невесомости, и наблюдать явления в этом состоянии. В некоторых же случаях этот эффект искусственно усиливается во много раз.

14

При полете реактивного самолета по дуге удалось достичь состояния полной невесомости, длящегося в течение сорока секунд. При этом цент-

Анадемик А. П. ВИНОГРАДОВ

О ТЕРМОЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ!

«Я химик, а не физик. Но в Женеве, на конференции, прослушав доклады и обсуждения непосредственно работающих в этой области специалистов, я убедился, что у физиков нет сомнения в том, что проблема управляемой термоядерной реакции будет решена. Все дело в том, когда это произойдет. Общее мнение участников Женевской конференции таково, что термоядерная реакция бу дет укрощена не раньше, чем через 20 лет. Но. как известно, и в науке бывают события непредвиденные, резко ускоряющие ход событий.

Главный путь использования термоядерной энергии — прямое преобразование ее в электричество.

В этом ее отличие от реакции деления, использующейся сейчас в атомных электростанциях. Ведь тот факт, что энергия деления ядер нами пока используется в ничтожной мере (имеется в виду вся энергия, кроме тепловой), лишает современные атомные электростанции высокого кпд.

Когда удастся осуществить прямое превращение термоядерной энергии в электричество, мы получим грандиозные возможности для развития экономики».

робежная сила, отбрасывающая человека от земли, полностью уравновешивает ее притяжение и летчик испытывает довольно >куткое чувство* витания в пространстве. Котенок, отпущенный летником на высотег нелепо барахтается в воздухе, стараясь занять устойчивое положение, и впервые, может быть, в жизни не умеет встать на лапки. Неуклюже витают в воздухе и «невесомые» мыши (см. фото).

Конечно, во всех этих случаях нет и речи об уничтожении силы притяжения Земли. Такая «антигравитация» достигается лишь за счет уравновешивания силы притяжения другими, противоположно направленными силами. Но эффекты здесь ничем не отличаются от тех, которые имели бы место, если бы из человека (или из других предметов) «вынули» каким-нибудь путем то, что придает ему физическую весомость, наделяет гравитационными качествами.

Другие, не менее неприятные ощущения бывают у человека в опытах, когда давление, испытываемое им, не уменьшается, а увеличивается, достигает значения в несколько g (1 g —давление, испытываемое им в обычных условиях на поверхности Земли).

До недавнего времени считалось, что человек в состоянии выдержать без ущерба для своего здоровья увеличение силы тяжести до 10 g. В. Чкалов выдерживал — и довольно длительно-— силу в 11,5 g. Но вот недавно в США были произведены опыты, которые показали, что возможности человека в этом отношении гораздо большие.

У Холломана, в штате Нью-Мексико, сооружена единственная в своем роде прямая как стрела железная дорога протяженностью в 11 км. По этой дороге бегают самые странные в мире «сани» — особые сиденья с ракетным двигателем. С манекенами и животными в качестве пассажиров они несутся с величайшей достижимой на земной поверхности скоростью и останавливаются в конце пути так резко, словно сталкиваются с каменной стеной*

Однажды на этих санях проехался некий Джон Поль Стапп — добродушный коренастый холостяк 47 лет от роду, возглавляющий Аэромедицинскую лабораторию в Холломане. Стремительности его поездки позавидовал бы любой лихач. Он резко затормозил и остановился в тот момент, когда скорость саней достигла 1 011 километров в час, то есть была выше скорости полета пистолетной пули.

Стапп был совершенно ошеломлен. Некоторое время он ничего не видел, кроме розоватого тумана. Но постепенно зрение к нему вернулось, >и через |два дня о пережитом «напоминала только пара живописных «фонарей» под глазами.

В момент остановки саней Стапп весил около трех с половиной тонн и испытывал давление в 46 g| Когда человек впервые взлетит в космос, в момент взлета он будет ощущать силу в шесть раз меньшую.

При всей фантастичности выдержанной Стаппом нагрузки она, по-видимому, не является пределом для живого существа. Опыты, проделанные над некоторыми животными, показали, что физическое повреждение их органов наступало лишь при 135 g. А погибало животное при давлении в 237 g.

(Окончание следует)