Техника - молодёжи 1959-02, страница 10

Техника - молодёжи 1959-02, страница 10

«да—нет», «О и 1». В организме органы чувств преобразуют звук, свет, давление и другие воздействия в нервные импульсы. Они сопоставляются с запасом сигналов в памяти мозга и вызывают определенные команды, передаваемые органам тела.

память

ВХОД

логичелкоь устройство

вход

кора мозга

блок управления блок контроля

выход7

лс в а схематически показаны связи, образуемые переключением цепей, как это делается в АТС. Справа — замкнутые контуры памяти, в которых циркулируют одинаковые сочетания сигналов. Связь между ними выявляется с помощью логического действия (разделительное «или»)

ДЕЛЬТА-МОДУЛЯЦИЯ

■■■IDIdDDOOODODI

Всякий непрерывный сигнал, например освещенность (слева), преобразуется в последовательность экстремальных сигналов «больше — меньше» операциями квантования и «дельта-модуляции».

ЭСМ устанавливает связи не только структурные по каналам, но и связи по сходству в комбинациях сигналов. Так, если двум словам — русскому и ан-

Развернутое изображение, поступающее в машину или мозг, несет массу повторений. Повышение содержательности сводится к тому, что повторения отсеиваются, те же связи отражаются в меньшем количестве сигналов. Это равносильно тому, что на ряде изображений снимаются уже однажды попадавшиеся детали.

Электронная счетная машина состоит из блоков, каждый из которых специализирован: один блок только хранит сигналы, другой выполняет логические и арифметические действия, остальные управляют работой машины, ведут контроль и т. п. В мозгу нет столь отчетливой специализации функций.

глийскому — при автоматическом переводе присвоены одинаковые обозначения, то машина находит связь между ними; хотя эта связь не какой-нибудь прямой контакт, она выявляется с помощью логических действий.

Работы по автоматическому переводу, по решению шахматных задач и многие другие использования ЭСМ подтвердили довольно широкое сходство их функций с функциями мозга, тем самым помогли понять его работу.

И все-таки современные ЭСМ действуют не так, как функционирует мозг.

В ЭСМ имеются два вида памяти: статическая структурная в виде отдельных ячеек, где сигналы хранятся неподвижно, и динамическая бесструктурная, где в какой-нибудь среде эти сигналы «бегут». В мозгу, по-видимому, осуществляется динамическая структурная память. Если бы мы могли создать машину, в которой сигналы непрерывно перемещались бы по триггерным ячейкам, это было бы более похоже на мозг.

В ЭСМ только арифметическое устройство осуществляет (по программе) логические действия с сигналами. Сигналы из ячеек памяти бегут к логическому устройству, преобразуются и возвращаются обратно. Но в принципе эти преобразования могут происходить в любой цепочке нервных клеток, так что клетки мозга, по-видимому, одновременно являются и ячейками памяти и логическими устройствами.

В современных ЭСМ всячески избегают появления случайных сочетаний сигналов так называемого «шумового» характера. Не исключено, что такие «бессмысленные» сочетания играют важную роль в работе мозга, являясь материалом для «осмысленных» построений.

Если мы заполним все ячейки памяти ЭСМ сигналами, то новую информацию она принять не сможет. А наиболее интересной особенностью мозга является то, что в каждый момент он сопоставляет хранящиеся в нем сочетания сигналов, стараясь как можно экономней закрепить их связи и освободить память для новых сообщений. В теории информации это называют «повышением содержательности сообщений». За свою жизнь человек получает столько сигналов, что никаких миллиардов ячеек не хватило бы, чтобы сохранять их в первозданном виде. Обобще

ние связей между сигналами путем устранения повторений в них и является целью логических действий мозга. Машину, которая могла бы самостоятельно отсеивать излишние повторения из хранящихся в ее памяти комбинаций, не нарушая связей между ними, мы пока создать не можем. Кроме того, человеческий мозг сохраняет в памяти сведения о своих собственных действиях. Ничего похожего в ЭСМ нет.

Некоторые полагают, что главное отличие мозга от ЭСМ состоит в том, что ЭСМ работает «по программе», а мозг нет. Это неправильно. И кора головного мозга в значительной части получает от тела и нижележащих отделов нервной системы приказы и задания, без которых ее работа была бы бесцельной и невозможной.

И*з сказанного видно, что и сравнение мозга с современными ЭСМ, несмотря на всю его плодотворность, весьма неполно, приблизительно, как и предшествующие аналогии.

Могут спросить: «А вообще, безотносительно к уровню современных ЭСМ, мозг — машина или нет?»

В такой постановке вопроса есть известная двусмысленность, которую хочется пояснить на другом примере.

Некоторые спрашивают: «Человек — это животное или нет?»

С позиций зоологической систематики человек — это, конечно, представитель животного мира, животное позвоночное, млекопитающее из отряда приматов, куда он входит наравне с обезьянами.

Но тот, кто добивается ответа, что человек — только животное, вкладывает в это понятие многое, с чем нельзя согласиться, в частности оправдание всякой разнузданности, низменности побуждений, безответственности. Раз уж животное — так чего церемониться? — как бы продолжает вопрошающий.

Для исследователя мозг — это очень сложная, а главное, мало похожая на другие известные устройства машина. Но в нашем житейском словоупотреблении утверждать, что мозг — это только машина и что ЭСМ «по-своему думает» — значит допускать непростительное смещение качественных различий, оправдывать скудоумие и душевную бедность, жестокость и бездушность к другим людям, ссылаясь на то, что «души вообще нет, есть одни рефлексы».

Только и только в этом плане справедливо говорят, что мозг — это машина, которая перестала быть машиной и стала носителем прекрасной, гордой и возвышенной человеческой личности.

БИП-БИП. Как ты изменился! Что стало с твоей головой?

ЛЮБОЗНАИКИН. Я сконструировал для себя электронный сундук, наполненный академическими знаниями. Могу, не задумываясь. ответить на любой вопрос!

БИП-БИП. Вот здорово! А все-таки ты голову не выбрасывай: еще пригодится.