Техника - молодёжи 1959-10, страница 10

Техника - молодёжи 1959-10, страница 10

уникальный взрыв на строительстве Терско-Кумского оросительного канала. Этот взрыв необычен не величиной зарядов общим весом всего 160 т. Необычность заключалась в великолепном, почти ювелирном, техническом расчете и исполнении взрыва. К тому же взрыв не прокладывал трассу канала, а... возводил плотину. Первый направленный взрыв 48 т аммонит а сбросил с берега 20 тыс. м3 земли. На несколько мгновений дно бурной реки ниже взрыва обнажилось, так как образовались две волны: одна пошла навстречу течению и остановила его, а вторая погнала отсеченную воду. И вот, когда эта нижняя волна оказалась в створе будущей плотины, грянул «торой взрыв, обрушивший в русло 40 тыс. м3 береговой породы. Для закрепления победы прогремел третий взрыв, добавивший в плотину 10 тыс. м3 грунта. Три взрыва укротили дикий Терек, и его вода пошла по каналу орошать поля.

1959 г. ознаменовался уникальным взрывом за рубежом нашей страны. Утес Рипл-Рокк в Тихом океане был причиной гибели многих кораблей. От взрыва 1 200 т ВВ, осуществленного канадскими подрывниками, страшная скала взлетела на воздух.

В ожесточенных научных, технических и литературных дискуссиях решалась судьба знаменитого Шаман-камня на Ангаре. Сейчас мнение общественности склонилось к тому, чтобы даровать ему жизнь и не трогать драгоценные воды Байкала. Но сам проект взрыва Шаман-камня чрезвычайно интересен. По первому варианту предполагалось создать /-километровый тоннель и заложить в него не

виданный доселе заряд t 30 тыс. т ВВ. Второй вариант предполагал 5-километровый тоннель и заложение 22 тыс. т ВВ, при взрыве которых образуется проран глубиной 25 м с нижней отметкой на уровне годовых колебаний поверхности воды в Байкале.

Дерзновенным проектом является проект вскрытия гигантского месторождения коксующихся углей с мощностью пласта в 60 м, находящегося вблизи Тайшетского металлургического комбината в Южной Якутии. Подсчитано, что для вскрытия этого месторождения при помощи самой совершенной экскаваторной техники потребуется 8 лет. При помощи В В это вскрытие можно произвести за 2 года. Расход ВВ составит десятки килотонн. Окончательно величина заряда определится после сравнения расчетных данных и выбора оптимального варианта.

Такие величины зарядов до сих пор никогда не фигурировали в проектах. Они могут сравниваться по своей силе только с атомными и термоядерными взрывами. Захватывающую картину представляет собой проект «переселения» великого Амура. Рука человека передвинет его устье на юг, сделает его более широким и глубоким.

Невозможно перечислить все боевые участки, г\це будут греметь созидательные взрывы. И осуществят их влюбленные в свою профессию советские взрывники. Это такие люди, как Г. А. Васильев, за 30 лет практики прошедший путь от рядового взрывника до руководящего инженера в тресте, как Н. Н. Богородский, сделавший свой первый взрыв в 1926 г., а ныне главный инженер одного из управлений, как бригадир взрывников

В. В. Белостенов, заготовивший взрывами 60 тыс. м3 камня для перекрытия перемычки на Братской ГЭС.

Эти люди влюблены в свое дело, они живут романтикой своей профессии. Романтика взрывных работ в их сложности и многогранности. Взрывное дело—это не только научно-техническая дисциплина, это и искусство. Еще в XVII веке знаменитый французский маршал Вобан одним из первых попытался дать основы научного расчета действия взрыза, чтобы сделать его послушным воле человека. Мы знаем сотни различных формул расчета зарядов ВВ и в том числе замечательную по своей универсальности формулу М. М. Борескова.

Теперь можно решить любую взрывную задачу с помощью электронной счетной машины. Но этого недостаточно. Во взрывном деле еще требуются опыт, чутье, глазомер, чтобы улавливать те не поддающиеся математическому анализу признаки, которые относятся к области, где властвует только искусство.

Романтика взрывного деле заключается и в том, что не было и нет двух совершенно одинаковых по условиям обстановки задач, которые приходится решать, и в том, что решаются они на самом переднем крае фронта созидания. Это профессия сильных и смелых людей, диапазон работы которых необычайно широк — от микроскопических до астрономических масштабов, а театр действий простирается от полюса до субтропиков. Эти люди научились безупречно управлять могучей силой взрыва и поставили его на службу мирному строительству.

(Окончание статьи «Путь в «большую химию»)

Осваивалась техника, приобретался и навык руководства людьми. Вскоре Таня усвоила два правила в обращении с подчиненными: (первое — выдержка и владение собой при любой ситуации, второе — твердость слова.

— Два года работы на строительстве районной электростанции были для меня высшей школой во всех отношениях,— рассказывает Таня Селютина. — Мне было очень трудно. Порой казалось, что справиться просто никак невозможно. В болотах тонули экскаваторы, бульдозеры стояли без запчастей, горючего не хватало, а надо было выполнять «план, надо было строить. И здесь я по-настоящему поняла, на что способны люди, до чего даже в самой, казалось бы, скверной обстановке они бывают хороши. Я никогда не забуду ребят, с которыми я тогда работала...

Теперь я могу сказать: хоть я и не все знаю, но все могу. Приехала в Сталиногорск и стала работать на монтаже. Надо будет — освою любую техническую профессию. Но не хочу: сердцем приросла к монтажному делу.

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

В газовом цехе «аммиачного производства на повторном пуске третьего конвертора метана я снова встретил Николая Цыкунова. Здесь он работал, и, пока конвертор разогревали, Николай показал мне свои «владения». Гигантские колонны трех конверторов, охваченные трубопроводами, в каждый из которых свободно въехал бы мотоцикл, опутанные сетью более мелких труб, змеевиков и патрубков, пронизывали снизу доверху четыре этажа цеха. На третьем этаже находились щиты управления^ и отсюда можно было рассмотреть весь цех, поблескивающий белизной кафельного пола.

Слово «газовый» настораживает неискушенного посетителя, который сразу же начинает думать о противогазе. Но в этом газовом цехе комбината ничто не напоминает о присутствии неприятного, вредоносного газа. Разве только легкое дрожание стрелок на индикаторах да вспышки лампочек на щитах свидетельствуют о том, что в огромных аппаратах идет процесс «получения аммиака на природном газе. Работа аппаратчика здесь сводится к контролю за автоматами, к тщательной записи показаний и их анализу. Так уходит в прошлое тяжелый физический труд.

— А теперь посмотрите, — Николай ведет меня вдоль цеха.

Если бы .потребовалось кому-то доказывать, что новая техника и технология лучше старой, то более выразительную и наглядную иллюстрацию к этой истине было бы трудно отыскать. Черные, закопченные стены, хруст золы под ногами, в воздухе запах гари и хлопья сажи Помещение цеха загромождено какими-то металлическими ржавыми конструкциями. Повсюду десятки рукояток и рычагов, которые не так-то легко сдвинуть с места. Это остатки газогенераторного цеха.

— Все это в ближайшие месяцы будет демонтировано, а пока, как видите, в газовом цехе «вчера» соседствует с «сегодня».

В результате реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятия труд людей облегчается, становится более квалифицированным, исчезают тяжелые и вредные профессии, повышается заработная плата, растет материальный и культурный уровень жизни. Поэтому они готовы хорошо потрудиться, дружат с передовой наукой и техникой, не терпят равнения «на старинку».

Было решено превратить Сталиногорский химический комбинат в головное предприятие комплексной автоматизации и механизации азотной промышленности. Замечательные люди, отличная молодежь трудятся на комбинате. И эУо залог того, что все обязательства комбината перед Родиной будут выполнены досрочно.

в