Техника - молодёжи 1960-01, страница 32

Техника - молодёжи 1960-01, страница 32

КАК ОТКРЫА

В. ШИШАКОВ, кандидат педагогических наук

Рис. Ю. СЛУЧЕВСКОГО

ЗА МНОГОВЕКОВУЮ историю су-ществоваиия человечества Луна, вероятно, привыкла к повышенному вниманию людей к ее «персоне». Имея в виду всеобщий интерес к Луне, а также борясь против возрастающего реакционного мракобесия в науке, знаменитый писатель-сатирик древнего мира Лукиан (190—125 гг. до н. з.) приписал Луне такие сетования:

«Я возмущена нескончаемой и вздорной болтовней философов, у которых нет иной заботы, как вмешиваться в мои дела, рассуждать о том, что я такое, каковы мои размеры, почему иногда я бываю полумесяцем, а иногда имею вид серпа. Одни философы считают, что я обитаема, другие — что я не что иное, как зеркало, подвешенное над морем; словом, каждый говорит обо мне, что взбредет ему в голову. Наконец иные рассказывают, что самый свет мой краденый и незаконный, так как он приходит ко мне сверху, от солнца».

Как видите, истина в те времена спокойно соседствовала со вздором, и чем дальше, тем труднее было научным фактам пробиваться сквозь огромное количество ошибочных представлений и суеверных заблуждений, связанных с Луной. Особые разногласия вызывали размеры нашего древнего спутника. Один из виднейших материалистов древней Греции, Гераклит (540—480 гг. до н. э.), считал, что небесные светила имеют в действительности те же размеры, какими они нам кажутся. Солнце, по его словам, имеет «ширину в ступню человеческую».

Пламенный сторонник материалистической философии Эпикура римский поэт I века до н. э. Тит Лукреций Кар писал в своей поэме «О природе вещей»:

...Все, что в большом отдаленьи сквозь воздуха толщу Мы наблюдаем, скорей

представляется в облике смутном, Чем в уменьшенных чертах. Потому и Луну непременно, Раз ее облик и вид представляется ясным и четким, Видеть отсюда должны мы на небе такою же точно, Как она есть по своим очертаньям краев и размерам.

Значительно позже, в эпоху Возрождения, Леонардо да Винчи должен был вести борьбу против представлений о том, что Солнце и Луна имеют те же действительные размеры, какими они нам кажутся. Его «ученые» оппоненты считали, что Солнце имеет диаметр в 1 фут (30 сантиметров). И лишь Галилей в 30-е годы XVII века окончательно доказал своим противникам ту элементарную истину, что Луна — огромное небесное тело, имеет шарообразную форму и что фазы ее меняются в зависимости от того, с какой стороны ее освещает Солнце.

Прежде всего науке надо было решить вопрос о том, как далека Луна от Земли. Древнегреческий астроном Аристарх (III век до н. э.) очень остроумно подошел к решению этого вопроса, которому он посвятил свое небольшое произведение «О величине и расстояниях Солнца и Луны» (рис. 1).

В некоторые моменты, рассуждал Аристарх, Луна относительно Земли и Солнца может находиться в вершине прямого угла треугольника, образованного направлениями от Земли на Луну и Солнце. В это время с Земли видна половина освещенного Солнцем полушария Луны: она имеет вид полудиска. Если при таком положении Луны точно определить угол между направ

лениями с Земли на Луну и на Солнце, можно из простых геометрических соотношений найти, во сколько раз катет (расстояние от Земли до Луны) меньше гипотенузы (расстояния от Земли до Солнца). По Аристарху соотношение этих сторон 1 : 19. Но точно определить момент, когда Луна оказывается в вершине прямого угла, лишь на основе наблюдений нельзя. Малейшая же неточность влечет за собой очень большое отклонение от правильного вывода. Аристарх решил задачу с ошибкой раз в 20: в действительности расстояние до Луны меньше, чем до Солнца, почти в 400 раз.

Величайший астроном древности Гиппар* 1в середине II века до и. э. с большой уверенностью определил расстояние до Луны и ее размеры, приняв за единицу радиус земного шара. В своих вычислениях Гиппарх исходил из правильного понимания причины лунных затмений: Луна попадает в земную тень, имеющую форму конуса с вершиной, находящейся где-то в стороне Луны.

Посмотрите на рисунок 2. Он показывает положение Солнца, Земли и Луны во время лунного затмения. Из подобия треугольников следует, что расстояние от Земли до Солнца во столько раз больше расстояния от Земли до Луны, во сколько раз разность радиусов Солнца и Земли больше разности радиусов Земли и ее тени на расстоянии Луны.

Из наблюдений при помощи простейших угломерных инструментов следовало, что радиус Луны составляет 15', а радиус тени приблизительно 40', то есть радиус тени больше радиуса Луны почти в 2,7 раэа. Приняв расстояние от Земли до Солнца за единицу, можно было установить, что радиус Луны почти в 3,5 раэа меньше радиуса Земли. Уже было из-