Техника - молодёжи 1960-07, страница 38Мир лихорадочно подсчитывал в ума: «На разрез требуется минута... Затам тяготение как бы исчезает, куски начинают расходиться... с какой скоростью? С такой же, с какой тела падают ив Уран». — Прошла одна минута, — провозгласил метроном. «Скорость падения на Уран до двадцати одного километра в секунду,— думает Мир. — Приобретается она не сразу, постепенно, за полчаса примерно. Если взять ускорение силы тяжести, помножить иа время а квадрате, разделить пополам...» — Прошли две минуты. «...и разделить пополам, получится, что ширина щели между кусками минут через пять дойдет до тысячи километров. Через пять минут мы увидим щаль своими глазами. А телескопы? Телескопы должны различать ее уже сейчас». — Прошли три минуты. Обсерватория молчит. На лбу у Да- лина глубокая морщина. Лицо Юны выражает страдание, лицо Керима — напряжение. Его могучие мускулы вздуты, пальцы сжимаются. Ему так хочется быть там, на Уране, ухватиться руками за край щели, стиснув зубы, поднатужиться, рвануть, чтобы планета треснула, словно арбуз, обнажив под зеленой коркой огненно-красное нутро. — Прошли четыре минуты. Это Мир все замечает. Это он придумал сравнение с арбузом. Волнуется так, что дыхание перехватило, но все замечает и придумывает сравнения. Словно два человека сидят а нам и даже три: подавленный несчастный влюбленный, рядом с ним — участник великого дела, нетерпеливо желающий победы, и тут же — любопытный наблюдатель, мастер увязывать слова. — Прошло пять минут. Но щель должна быть уже видна. С палец толщиной. Или атмосфера закрывает аа? На десятой минуте щелкнул один из зкранов на селекторе. Появилось расстроенное лицо Анандашвили — коменданта неродившейся планеты Драма. — Не сработало. Может, повторить сигнал? И другое лицо появилось тут же — спокойное лицо голландца Стрюйса, первого скептика, коменданта Скульптуры. — Какой будет приказ? Ждать иа ракатодроме или возвращаться по домам? Далин ничего не ответил, протянул руку и щелкнул выключателем. Экран-чики селектора погасли все одновременно. Тьма. Тишина. Громадный мутно-зе-леный шар висит иа небе, как вчера, как миллиарды лет назад. Подавленный, потерпевший поражение, рискнувший и разбитый, сидит, сгорбившись, плечистый и бессильный старик. В глазах у него пустота, на курчааой голова седая прядь. Так бывает у сверхсрочников: перенапряжение, сильное потрясение, и все лечение парализуется. Организм сворачивает на старый естественный путь увядания. 12 Разве аса утешает любовь? Разве всв заменяет любовь? Разве всв принимает любовь: И позор и проступок любой? Тьма, тишина. Зеленый диск иа звездном небе. Всхлипывает Герта, обеими руками держась за мужа. Подавленный старик у окна. И вдруг, разрывая тишину, Юна с криком бросается к нему, плывет над полом... тянется вытянутыми руками. — Не надо! — кричит она. — Не отчаивайся. Еще будет хорошо, все будет хорошо. Герта перестает всхлипывать, смотрит любопытными и осуждающими глазами. Какая нескромность! Герта ие позволила бы себе такого. Керим кривится, как будто в рот ему попало горькое. Он презирает чувствительность. А Юне все равно. Пусть слышит весь мир. Она гордится своей любовью, любовью спасает любимого, самым сильным средством, которое в ее распоряжении. — Я люблю... если зто может тебя утешить, — шепчет она. Узловатые пальцы ложатся на ее пушистые волосы. На лице Далина грустная улыбка. Но глаза уже не тусклые, не безнадежные. — И за прялкой ты будешь любить -меня, Омфала? Девушка не понимает. Она же не присутствовала при разговоре в кладовой. Впрочем, Далин спрашивает больше себя. Через сколько недель зта девушка, полюбившая руководителя большого дела, отвернется от бывшего руководителя? — Всегда-есегда-всегда, — уверяет Юна. — Мы будем вместе всюду-асю-ду-всюду. Земля прекрасна: там есть море и чайки над морем. Мы посмотрим ее всю: пирамиды, полузасыпанные песком, перламутровый туман над Темзой, рубиновые звезды Кремля... И мы будем ловить рыбу на речках, смотреть, как пляшет поплавок иа блестящей воде. Я буду рядом всюду-всюду-всюду... Откуда она знает мечты Далина? Или у любви особое чутье? Мир трясущимися руками надевает наушники. Только бы не слышать! Почему так тихо говорят кибы? Бормочут что-то, не могут заглушить это воркованье. Мир включает репродуктор. Пусть орет! С ним же не считаются, и он не будет считаться. Все равно киб не слышно. Да что там творится на Уране?! И вдруг спокойный и ясный голос Юны заполняет комнату. Не девушки Юны, а Юны-кибы, той, что на Уране. — Ослепительно белые струи, синеватые искры, — рассказывает киба. — Что-то лопается и рвется, толкает и давит. Прошла маршрут до конца, достигла проектной глубины. Давление иа пределе прочности. Поверхность злак-* тризуется. Металл-керамика течет. Что мне делать дальше? Для чего меня послали сюда? И тут большая рука отодвигает смуглую головку Юны. — Почему эта киба слышна лучше всех, Мир? Мир отвечает с неохотой: — Я хотел сохранить обертоны, записал голос иа более высокой частоте, на порядок выше, чем другие. — Значит, низкая частота глушится, Мир? — Как слышите. — Значит, низкая частота глушится, Мир? — повторяет Далин. — Но зто понятно, пожалуй. Ионизированные газы, ионизированная оболочка, возбужденные атомы, свои токи, свое собственное поле. Что же у нас там работает на низких частотах? Приказы до киб доходят, луч включается постоянным током. Ах, вот что: поворотный механизм, на нем обычный мотор — пятьдесят герц. А ну-ка, Мир, составляй новый приказ: еще раз включить режущий луч, а вслед затем крутить поворотный механизм вручную, манипулятором. (Окончание следует) 33 |