Техника - молодёжи 1960-07, страница 44ДВУСЛОЙНАЯ РАСТРОВАЯ ПЛЕНКА , ДЛЯ ВЫСОКОЙ И ПЛОСКОЙ ПЕЧАТИ штлшмтшшшшшшг' 1ШХ11Ш у J_ро Щ ЧУДО-РАСТР М. БЕЛОРУСЕЦ, В. ИОНОВ, инженеры Рис. В. КАЩЕНКО и С. НАУМОВА СРЕДИ имеющихся сейчас многочисленных способов печати особенное распространение издавна получили три «классических» вида печати: высокая, плоская и глубокая. На форме высокой печати, как говорит само название, печатают — отдают краску бумаге — участки, возвышающиеся над общим уровнем формы. Непечатающие еле-менты — пробелы, соответствующие белым местам изображения на оттиске, — расположены ниже печатающих. Если сделать печатающие элементы углубленными, а пробельные оставить на поверхности, то получится форма глубокой печати. Перед печатью по ней надо пройти ножом — ракелем и снять краску с пробелов. На форме плоской печати пробельные и печатающие элементы практически лежат в одной плоскости, однако краска послушно накатывается только на печатающие элементы. Почему? Потому, что после химической обработки печатающие элементы зажирены и легко воспринимают краску, тогда как пробельные места хорошо воспринимают воду, а краску отталкивают. Сотни лет иллюстративная форма высокой печати представляла собой полированный деревянный брусок с вырезанным на нем вручную иаображением. С развитием фотографии появилась возможность получать форму более точным и удобным способом. Цинковая пластина поливается в центрифуге светочувствительным раствором. На пластину копируется негатив, снятый с оригинала — иллюстрации в репродукционном фотоаппарате. Затем пластину травят в кислоте, углубляя пробельные элементы. В плоской печати на пластину копируют не негатив, а диапозитив. Потом обезжиривают пробельные и эажири-вают печатающие влементы. Однако если на пластину для формы высокой или плоской печати копировать обычный негатив или диапозитив, то всех оттенков оригинала передать не удастся. Ведь пробелы на белой бумаге выходят белыми, а печатающие элементы — черными, оттенков серого не получается, и изображение выходит обедненное, не похожее на оригинал. Для того чтобы передать все многообразие градаций серого цвета, нужно, чтобы копируемый негатив или диапо- На цветной вкладке показано, как полиграфисты превращают многокрасочный оригинал у себя в типографии во множество одинаковых цветных оттисков. Типография получила с фотофабрики растрированные пленки для цветной высокой, плоской и глубокой печати (они показаны на нкладке слева) Что же дальше? ЭМУЛЬСИЙ ПОЛИВ СВЕТОЧУОСТВИТЕЛЬ ОД ИЗОБРАЖЁН и Е ЭМУЛЬСИЕЙ теперь нужен не один, а четыре точечных негатива. Эти негативы. названные цветораэделенными, получают последовательной съемкой оригинала за зеленым, синим и красным светофильтрами, а для контурной краски — без светофильтра. Но растр уже не нужен, поэтому художник его перечеркнул. Увеличенный участок формы для пурпурной краски вы видите вверху слева. В глубокой печати применяют не четыре, а три формы, а значит, и три цветоразделенных негатива, с которых получают диапозитивы. Расто при съемке не применяют, его копируют на пигментную бумагу, чтобы в дальнейшем на форме (медном цилиндре) получить ячейки разной глубины. На эту же пигментную бумагу копируют цветоразделенный диапозитив. Однако зачем так сложно? Ведь у нас есть растрирован-ная пленка, и на ней уже получен точечный диапозитив. И здесь придется зачеркнуть растр и тоновый диапозитив. Дальше процесс уже не изменяется. Пигментную бумагу прикатывают к цилиндру, обрабатывают в горячей воде и травят через образовавшийся рельеф до получения ячеек разной глубины. При печати цилиндр вращается прямо в красочном ящике, жидкая краска заполняет ячейки, лишнюю краску снимает стальной нож — ракель, а затем на бумаге получается оттиск, фрагмент которого, отпечанный с формы для пурпурной краски. в сильно увеличенном виде показан внизу справа. На черном рисунке справа показано изготовление растровой пленки на фабрике: вверху — пленки для высокой и плоской печати, внизу — для глубокой. После засвечивания через растр (см. в середине) пленка поливается амульсией с другой стороны. затем идет на резку и упаковку. 37
|