Техника - молодёжи 1960-07, страница 45НОиТШНЫИ РАСТР ИЗОБРАЖЕНИЕ Растрированиию пленку ретушируют не со стороны растра, а со сторона непрерывною изображения. зитив состоял из точек различной величины (см. фон вкладки вверху). Тогда на форме эти точки станут печатающими элементами и места оттиска, где точки крупнее, будут выглядеть темнее, чем мэста с меньшими по размеру точками. Чем темнее тон оригинала, тем крупнее точки на оттиске. На газетном оттиске точки видно невооруженным глазом, в более качественной печати их можно разглядеть в сильную лупу, так как на одном квадратном сантиметре оттиска может быть от 576 до 14 400 таких точек. Как же на такой маленькой площадке получить так много точек? Здесь полиграфистов выручает оптический прибор для получения точечных изображений — растр, что по-латински означает «решетка». При съемке растр устанавливается в репродукционном аппарате перед фотослоем. Он представляет собой две склеенные стеклянные пластины, на внутренних сторонах которых нанесены под прямым углом друг к друг непрозрачные линии, образующие решетку. Если растр расположить на некотором расстоянии от фотослоя и открыть объектив, то свет, отразившись от оригинала и пройдя сквозь каждую прозрачную ячейку растра, размножит по всему фотослою круглое изображение диафрагмы. Освещенность каждого изоб-ряжения ввиду наличия тени и полутени будет плавно убывать от центра кружка к периферии. При растровой съемке применяют очень контрастные эмульсии: чуть меньше света — не потемнеет, чуть больше — потемнение наступает сразу. Наименьшее количество света, необходимое для засвечивания данной эмульсии, называют ее порогом почернения. Области, где освещенность выше порога почернения, образуют у каждой растровой точки кружки разного диаметра, и поэтому растровые точки получаются разной величины и одинаковой плотности — одинаково черные. Растр глубокой печати устроен по-другому. Он состоит из нанесенных на стекло непрозрачных участков, разделенных перекрещивающимися пдозрачными линиями: ведь форма Глубокой печати должна иметь рветровые точки одинакового размера и различной глубины. Это позволяет перенести на оттиск жидкую полупрозрачную краску в виде точек различной толщины, в значит, и насыщенности, чем достигается правильная передача полутонов. Глубокая печать знакома вам по нашему журналу — ведь «Техника — молодежи» печатается в цехе глубокой печати 1-й Образцовой типографии. Оригинальные растры для вы- Отставленный растр преобразует точки одинаковой величины и рамной плотности в точки равной плотности, но разной величины. сокой, плоской и глубокой печати очень трудно изготовить. Их делают в специальных помещениях под землей; при этом необходимы чрезвычайно точные приборы для гравирования, стекло с идеально гладкой поверхностью и большое мастерство исполнителей — граверов. Стоят растры очень дорого. А что, если ты случайно поцарапал или разбил растр? Ведь все производство должно остановиться! Поэтому давней мечтой полиграфистов было желание избавиться от растров. Но как же в таком случае получить точечное изображение на негативе? Ответ такой: сам фотослой пленки или пластинки должен содержать в себе растр, должен быть растрированным. За рубежом для получения рветрированных фотослоев были использованы фотографические эффекты, наблюдав шиеся в конце прошлого века Клайденом, Вийяром и Альбертом. Растрирование, основанное на эффекте Клайдена, заключается в сильнейшем, но кратковременном (0,0001 сек.) засвечивании фотослоя под растром. Растрирование с эффектом Вийяра предполагает засвечивание фотослоя рентгеновскими лучами через специальный свинцовый растр. Растрирование с применением эффекта Альберта требует очень сильной и длительной засветки фотослоя под растром с дальнейшим разрушением скрытого изображения в окислителе. Кроме того, за рубежом был использован для растрирования способ механического давления на увлажненный фотослой роликом, имеющим специальную насечку. Все эти способы, за исключением способа, основанного на эффекте Альберта, широкого применения не нашли из-за неточности получаемых сеток. Растрированные пленки, изготовленные по методу Альберта, применяются за границей. Однако они не могут полностью удовлетворить требованиям современной полиграфин. Московский полиграфический институт, воспитанниками которого мы являемся, поставил перед своим студенческим научным обществом задачу — разработать такие растрированные пленки, способ изготовления которых был бы проще и дешевле, а качество изображения лучше, чем за границей. Под руководством одного из опытнейших преподавателей института, доцента, кандидата технических наук Николая Ивановича Синякова, нам удалось разработать несколько оригинальных вариантов получения растрирован-ных фотопленок, испытать пленки в условиях производства, получить авторские свидетельства на это изобретение. Были получены растрированные пленки для высокой, плоской и глубокой печати. Напомним, что растрированная пленка — это такой фотоматериал, на котором при съемке без растра полутоновых оригиналов (рисунков, фотографий, портретов и т. д.) получается прерывистое, точечное изображение. В обычной фотопленке кристаллы галоидного серебра беспорядочно рассеяны в желатиновом слое эмульсии. В растрированием материале, предложенном нами, кристаллы галоидного серебра расположены в строго определенном порядке — это и позволяет получить съемкой с полутонового оригинала без растра сразу точечное изображение. Как же изготовляется такая пленка? На фотофабрике обычный фотослой подвергают засвечиванию через растр. Как мы уже упоминали, освещенность каждой точки фотослоя, находящегося за растром, плавно убывает от центра точки к ее краям. После проявления скрытое изображение растра превращается в видимое и затем удаляется из слоя путем перевода (в присутствии сильного окислителя) серебра в соль, легко растворимую в воде. В результате равномерная насыщенность слоя серебром нарушается : получается растрированная пленка с регулярным «волнообразным» расположением незасвеченного галоидного серебра в слое. Сверхконтрастная эмульсия темнеет сразу, если освещенность становится больше порога почернения.
|