Техника - молодёжи 1961-09, страница 47БУРЖУАЗНЫЕ ИДЕОЛОГИ О БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Кто-то однажды заметил: отнимите у человека надежду, и у него ие останется ничего. И, конечно, можно сказать: отнимите у человека будущее, и вы отии мете у иего жизнь. В самом деле, потерять веру в лучшее будущее, в идеалы — ие значит ли стать пессимистом, ие значит ли обречь себя «а бессмысленное уществоваиие? Когда виднейший американский радиоинженер Эдвин Говард Армстронг покончил жизнь самоубийством, выбросившись с 12-го втажа нью-йоркского небоскреба, его друг и биограф Л. Лессеиг сказал, что ученый утратил веру в идеалы, ва которые боролся всю свою жизнь. Армстронг потерял веру в будущее. Конечно, в данном случае добровольная смерть ие решение проблемы, и поступок американского ученого ни в коем случае не оправдай. Тем ие менее можно понять трагизм человека, утратившего веру в будущее. Это понимают даже буржуазные политики и идеологи. Они сетуют по поводу того, что у человека Запада ис евли идеалы, за которые он мог бы и хотел бороться, что в его душе царят пессимизм и отчаянье. «Слишком многие американцы сбились с пути, — говорил недавно президент США Джои Кеннеди, — и потеряли чувство исторической перспективы». Потеря «чувства исторической перспективы» характерна не только для американцев. Она характерна для человека капиталистического Запада, разуверившегося в том, что буржуазия способна сделать для простого человека что-либо конструктивное и гуманное, но еще ие обретшего веру в^ коммунистические идеалы свободы и действительного равенства. И здесь мы встречаемся с таким вполне объяснимым фактом. Буржуазные идеологи констатируют отсутствие у человека капиталистического мира веры в светлое завтра и одновременно в самых мрачиых тонах рисуют картину будущего общества, стараясь внушить простым людям мысль о ненужности и бесперспективности борьбы за изменение социальных порядков. Апологеты капитализма как огия боятся классовых кои- ' фликтов. Они желают жить в «спокойном» обществе. Да и зачем бороться? Ведь . в мир все бессмысленно, история — это «хаос случайных событий», который в будущем приобретет гигаит- А. ПОЛЯКОВ ские размеры. Одно бедствие сменяется 1угим, короткие проблески счастья возникают иа мгновение, но тут же исчезают. Человечество переживает кризис, «последствия которого ие может предвидеть никакая фантазия». Так думает о настоящем и будущем Карл Ясперс, одни из самых видных представителей вквистеициализма — весьма популярной философии иа Западе. Другие буржуазные идеологи, ие довольствуясь столь смутными, хотя и определенно пессимистическими идеями, набрасывают контуры будущего более четкими штрихами. При этом они больше всего говорят о том, что ждет общество, в котором они живут. Многие из них полагают, что в буду! ем человечество разделится на влиту — людей исключительной силы воли и энергии — и массу. Постепенно, пишет, например, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, «общество в политическом отношении, как и в искусстве, сумеет реорганизоваться в два подразделения, как, впрочем, это и должно быть, — в ряд высших людей и людей обыкновенных». Без сомнения, «ряд высших людей» (влита) будет руководить рядовой массой посредством насилия и контроля над материальными средствами, и все станет иа свое место. Однако вта теория сторонников вечного классового неравенства кажется ие столь уж «страшной» по сравнению с теми концепциями, которые выдвигают буржуазные социологи в связи с развитием техники и особенно кибернетики. Оказывается, машины — смертельные враги человека; пройдет немного времени, и они сотрут его с лица земли. Именно так представляет Себе перспективу общее веииого развитив английский социолог П. Клийтор в своей книге «Эра роботов». Согласно его взглядам, кибернетические 'машины — роботы — постепенно станут исполнять все, включая контрольно-наблюдательные функции человека. Машины «поймут», что ие они зависят от человека, а ои зависит от них, и поработят человечество — оно в конце концов исчезнет с лица земли. Мрачная перспектива! Но ие менее мрачным представляется будущее тем, кто видит в атомной внер-гии своего рода стихийное бедствие, предотвратить которое нет никакой возмож ности. Если верить американцам Г. Брауну и Дж. Рилу, страх перед неизбежной войной загонит человечество под землю, и оио уже никогда ие сможет выбраться иа поверхность планеты. И хотя человек рискует превратиться опять в пещерное существо, он будет находиться там все же в относительной безоп сиости Прогрессивный американский философ Б. Даиэм приводит мнение одного своего соотечественника, профессора, который считает, что в результате разрушений во время атомной войны люди вновь ока жутся в первобытном обществе. «Культурные ценности нашего современного общества, возможно, исчезнут, и основным занятием человека на многие годы станет непрерывная борьба за существование. Человек, вероятно, будет вынужден вернуться к земле, занимаясь большую часть времени охотой и рыбной ловлей». Зато, по мнению профессора, человек избавится от такой неприятной штуки, как распорядок дня, и сможет обрести душевное спокойствие. Французский же писатель Г. Барда в своей книге «Завтра — 2000 год!» прямо призывает общество вернуться к патриархальным отношениям, ие ожидая, пока технический прогресс разрушит современную цивилизацию. «Оптимистично» настроены только идеологи милитаризма. Они радуются успехам науки: иакоиец-то она развилась настолько, что скоро сможет искусственным способом создавать людей. Так, западногерманские журналисты Лебзак и Бэр-вольф мечтают о том, когда люди будут производиться «в ретортах, размещенных в гигантском 34-этажи м инкубаторе», предназначенном для «духовного и физического формирования зародышей в соответствии с задачей будущих людей...». Тогда рабы-солдаты или рабы-рабочие будут производиться в нужном для потребления количестве. Надо сказать, что вта чудовищная фантазия по своей бесчеловечности может соперничать лишь с реакционной утопией современных мальтузианцев (Дж. Хаксли, О. Фэрчайлд и др.). Последин утверждают, что рост населения имеет тенденцию превышать способности земли прокормить его, что новые поколения рождаются в условиях все возрастающей иищеты, вследствие чего «человеческая порода» катастрофически ухудшается, и «в результате накопления вредных мутаций... весь человеческий род обречен ив вырождение». Неужели человечество действительно ждет столь мрачное будущее, как его рисуют буржуазные идеологи? В наше время уже ие так легко внушить людям подобные идеи даже в странах капитала. Ведь перед их глазами пример Советского Союза и других социалистических стран, где люди с энтузиазмом, с верой в будущее строят новое, счастливое общество и уже сейчас пожинают плоды свободного труда. Великие планы построения коммунизма в нашей стране предначертаны Программой партии. Они с энтузиазмом встречены всем советским народом. рЛеаГколР*еагТя: УК"3'^HAHbE^V А. ВОРИН. В. В. ГОЛУВОВСКИИ. К. А. ГЛАДКОВ, В. В. ГЛУХОВ, П. И. ЗАХАРЧЕНКО, Я. 3. КО-ЧИЧЕП О С ЛУПАШШН. В. Г. МАВРОДИАДИ, И. Л. МИТРАКОВ, В. Д. ПЕКЕЛИС (заместитель главного редактора), А. Н. ПОВЕ-ЗИЧЬВ. и. и. лятпмип. ДИНСЙЙИ. Г. И. ПОКРОВСКИИ. И. Г? ШАРОВ. Н. М. ЭМАНУЭЛЬ. Адрес редакции: Москва, А-ББ, Сущевская. 21. Тел. Д 1-15-00, доб. 4-66; Д 1-86-41; Д 1-08-Q1 Рукописи не возвращаются Художественный редактор Ю. Макаренйо „ ^ „ Технический редактор М. Шлекская Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»____ Т10241. Подписано к печати 4/IX 1961 г. Бумвга -61x621/». Печ. л. 5.5 (5,5). Уч.-нзд. л. 9,3. Заказ 1324. Тираж 600 000 экз. Цена 20 коп. .__ С на ор! 'типографии «Красное знамя отпечатано в Первой Образцовой типографии имени А А. Кд i ва Московского городского совнархоза. Москва, Ж-54. Валовая, 28. Заказ 1988. Обложка отпечатана в типографии Красное знамя». Москва. А-55. Сущевская. 21. |