Техника - молодёжи 1961-10, страница 28

Техника - молодёжи 1961-10, страница 28

КОРИЧНЕВАЯ ЧУМА

В рабочем поселке, расположенном в Кара-Кумах, происходили странные события. Деревянные дома быстро приходили в негодность, так как бревна и стропила становились трухлявыми. Падали столбы телеграфной

связи...

На юге Туркмении в марте —апреле можно увидеть небольшие коричневые облачка, опускающиеся на деревья, дома, грунт... Из подземного гнезда вышли семьи зрелых крылатых термитов. Лет их быстро заканчивается; они сбрасывают крылья и снова уходят в подземное убежище или ищут новое. Каждая пара, зарывшись в грунт, может дать начало новой колонии, которая быстро разрастается до сотен и тысяч термитов.

На территории Ашхабада на каждом гектаре можно насчитать 2 — 3 колонии термитов. Многие из них расположены под домами и земляными оградами — дувала-ми. Среди четырех видов термитов, распространенных в Средней Азии, наиболее опасен туркестанский, встречающийся во всех населенных пунктах Южной Туркмении. А впереди — огромное строительство в районе Ка-ра-Кумского канала.

Как же мы боремся с термитами? Прежде всего разрабатываются методы использования вирусов, вредных для термитов бактерий, простейших организмов. Полезно также размножать муравьев, пауков, ящериц, птиц, ежей. Применяются разные яды.

Полностью уничтожить термитов на территории Средней Азии пока невозможно. Поэтому биологической и химической борьбы недостаточно — приходится строить термитоустойчивые дома. Их строят из жженого кирпича на высококачественном растворе с цементом, с потолком

с

X

I

а

из железобетонных плит, при минимальном количестве деревянных деталей. При постройке дома из лесоматериалов до начала строительства очищают площадку от гнезд термитов, от пней и других растительных остатков. В целях профилактики в землю вносят 10—12 г ДДТ на квадратный метр. Дом делается на термитонепроницае-мом основании, с противотермитными сетками или щитками на внешней стороне фундамента. К домам нельзя подводить деревянных или глинобитных заборов. Сейчас изыскиваются вещества, предохраняющие древесину и другие строительные материалы растительного происхождения от разрушения термитами. Таковы некоторые направления работ ученых в борьбе с коричневой чумой пустыни.

Научный сотрудник АН Туркменской ССР Рис. В. КАЩЕНКО ЛУППОВА А. Н.

В городе Кирове не удивляются пассажирам, покупающим билеты на поезда до станции Минеральные Воды. Что ж. люди едут лечиться; ведь не в Кировской же области купаться в минеральных водах!

А удивляться, безусловно, надо, но именно тому, что курортники едут за тысячи километров на Кавказ, вместо того чтобы пользоваться минеральными водами на месте. Да. на месте...

В 50 км южнее Кирова, в поселке Ивкине, при бурении скважины на поверхность земли вырвались потоки сульфатно-хлоридных вод, близких по составу к знаменитым кавказским минеральным водам. 165 куб. м в сутки выбрасывает ивкинская скважина!

Во многих местах Среднего Поволжья и в Закамье через разведочные нефтяные и артезианские скважины минерализованные и сероводо родные воды и рассолы с различных глубин сами, без помощи насосов, поднимаются на поверхность.

В 100 км к западу от Перми, близ станции Верещагино, из буровой скважины глубиной в 225 м выведены на поверхность хлоридные воды. У станции Лудзя. что южнее Ижевска, с глубины 350 м самоиз ливались из буровой скважины рассолы. в которых содержание солей доходило до 200 г на литр!

О том. что Средняя Россия богата минерализованными водами, догадывались давно; по выходам источников сероводородных и сульсЪатно-хлоридных вод в устье рек Иж на Каме (Ижевский источник), на Вол-

„ИСКОПАЕМОЕ" МОРЕ

ге (Усольский источник) и в других местах.

За последние годы многочисленные исследования гидрогеологов установили, что недра Закамья и среднего Поволжья очень богаты водами разного минерального состава. Ближе к поверхности залегают пресные, на глубине от 160 до 500 м — соленые, а еще глубже, до глубины 2 тыс. м. находятся густосоленые рассолы, содержащие хлориды и сульфаты магния, кальция и натрия.

Если мысленно разрезать с севера на юг территорию от Кирова до Казани, то мы увидели бы. как слои пород, спадающие влево и вправо от линии разреза, образуют пологие склоны подземного Вятского вала. Вал этот возник в конце пермского периода как отзвук далеких горообразовательных процессов Урала. Тогда горизонтально залегающие слои каменных трещиноватых пород изогнулись под покрывающими их слоями глины. Подземные минерализованные воды, пропитавшие каменные слои еще до отложения водонепроницаемых глин, очутились как бы в ванне, стенками которой служили склоны вала, образуя артезианский бассейн.

Долго шло накопление минерализованных вод. Они просачивались еще с тех бесконечно далеких времен, когда на месте нынешних холмис

тых равнин Поволжья и Прикамья плескались волны морей девонского, каменноугольного и пермского периодов. 300 млн. лет тому назад началось это накопление, прерываясь лишь в те промежутки геологического времени, когда моря ненадолго обнажали свое дно.

Но 180 млн. лет тому назад из нынешнего Закамья море ушло окончательно, и с тех пор почти недвижимо сохранились в глубинах земли миллиарды кубометров минерализованных вод. Зажатые в пологие складки, эти воды, подобно стреле в тугонатянутом луке, всегда готовы выплеснуться на поверхность, нужны лишь выходы.

Используя современную буровую технику, нетрудно вывести наверх эти самоизливающиеся дары земных недр, и тогда в Средней России появятся свои, местные курорты, не хуже кавказских Минеральных Вод. Рассолы вынесут с собой магниевые, натриевые и кальциевые соли, очень нужные промышленности и сельскому хозяйству. Не надо будет закладывать глубоких шахт, чтобы добывать минеральные соли. Их вынесет на поверхность вода.

А в еще более отдаленном будущем мы видим, как мощные экскаваторы роют громадные бассейны, которые быстро заполнятся настоящей, хотя и ископаемой, морской водой, поднятой с глубины земли. И тогда свежий соленый ветер будет обвевать лица людей, отдыхающих на берегах воскресших морей.

А. ВИКТОРОВ, инженер

25