Техника - молодёжи 1961-11, страница 6

Техника - молодёжи 1961-11, страница 6

Телепередатчик излучает широкую поло-су частот, и ему не хватает «места» на радиовещательных диапазонах.

На УКВ много сво-водного «места», и там может работать много телепередатчик ков• . .

Именно эта идея и положена в основу дальних теле» визионных передач с помощью радиорелейных линий. Смысл этого метода хорошо раскрывает само слово «реле». В переводе оно означает «смена».

Радиорелейная линия — это цепочка приемо-пере-дающих станций, каждая из которых принимает сигнал, усиливает его и передает дальше, к следующей станции. Легко преодолев путь от одной станции к другой (лег* ко потому, что расстояние между станциями обычно не превышает 50—100 км) и побывав поочередно на всех промежуточных станциях, телевизионный сигнал покрывает огромные расстояния.

По дороге передаваемые сигналы претерпевают много сложных преобразований. Промежуточным станциям — ретрансляторам, для того чтобы они не мешали друг другу, отводятся разные частоты. Все эти стан* ции работают в своем собственном диапазоне — на сантиметровых волнах. А поскольку телевизионные передачи ведутся на волнах от 1,5 до 7 м, то обычные телевизоры не могут непосредственно принимать сигнал, идущий по радиорелейной линии.

Однако все это не страшно. С последнего или даже с любого промежуточного ретранслятора сигнал можно подать на телецентр какого-либо города, где его приводят в «нормальное состояние» и передают в эфир на обычной телевизионной частоте.

Несколько слов стоит сказать о том, почему для радиорелейных линий выбран диапазон сантиметровых радиоволн. Первая причина — необходимость уже знакомой нам «свободной площади» — свободной полосы частот для размещения радиостанций. Для сантиметровых волн эта полоса составляет 2 700 тыс. килогерц — в 10 тысяч раз больше, чем на длинных волнах! практически для сантиметрового диапазона не существует проблемы «тесноты в эфире».

Другая существенная причина укорочения волны — это необходимость направленного излучения. Обычный телецентр равномерно излучает радиоволны во все стороны для того, чтобы они одинаково хорошо доходили до всех телезрителей. Совсем другое требование предъявляется к передатчикам радиорелейной линии. У каждого такого передатчика одна цель — соседний ретранслятор, и именно на него узким пучком нужно направить всю энергию радиоволн. Такое направленное излучение можно получить с помощью специальных антенн, подобно тому как с помощью прожектора мы получаем узкий луч света. При этом отпадает необходимость в мощных передатчиках, так как энергия их не разбрасывается во все стороны, а направляется только к месту назначения.

Уже и этих двух достоинств вполне достаточно, чтобы строить на станциях радиорелейной линии направленные антенны. И вот здесь-то решающим становится следующее обстоятельство: луч радиоволн будет тем тоньше, чем больше передающая антенна и чем короче длина волны. А поскольку строить большие антенны сложно и дорого, то стремятся для радиорелейной связи использовать как можно более короткие и, в частности, сантиметровые радиоволны. Благодаря этому при сравнительно небольших антеннах мощность ретрансляторов удается снизить до нескольких ватт, то есть сделать ее в тысячи раз меньшей, чем мощность среднего телецентра.

Для того чтобы лучше использовать основные со*

оружения радиорелейной линии, на каждой ее станции устанавливают несколько приемопередатчиков, работающих на общие антенны. Таким образом, на каждой линии создается несколько самостоятельных линий связи, или, как говорят, несколько «стволов», по каждому из которых можно передавать одну телевизионную программу. Так, например, если на всех промежуточных станциях радиорелейной линии Москва—Лондон установить советскую аппаратуру «Весна Р-00». имеющую 5 дуплексных (двойных) рабочих стволов, то по этой линии можно будет одновременно передавать 5 телевизионных программ из Москвы в Лондон и 5 — из Лондона в Москву.

Но нужно ли одновременно передавать такое количество программ? И нужна ли вообще такая многоствольная линия? Оказывается, нужна. Дело в том, что по каждому из стволов вместо передачи телевидения можно одновременно вести 600 телефонных разговоров. Таким образом, радиорелейная линия не только осуществляет дальнее телевидение, но и заменяет многие тысячи километров дорогостоящих линий междугородного телефона.

Передача телевидения на большие расстояния осуществляется также по специальным подземным или подводным кабельным линиям. Для того чтобы скомпенси-

Гвать* сильное затухание сигнала, через каждые 6—

километров такой линии устанавливают небольшой промежуточный усилитель, а через каждые 100 км — усилительный пункт, с которого по специальному проводу подается питание на промежуточные усилители. Опыт показывает, что с помощью кабельных линий можно передавать телевизионные программы на расстояния до 10 тыс. км.

С помощью радиорелейных и кабельных магистралей разветвленная сеть дальнего телевидения с каждым

Телевизионный сигнал проходит по радиорелейной линии подобно ее та-фете.

днем расширяется. О работах, которые ведутся в этом направлении, -достаточно ярко свидетельствуют такие цифры: за семилетку протяженность радиорелейных линий в нашей стране возрастет в 8,4 раза и кабель* ных — в 2 раэа.

НО ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ...

Радиорелейные и кабельные линии — это техника сегодняшнего дня. Но уже недалеко то время, когда «дальнее телевидение» будет осуществляться и другими путями. Здесь прежде всего нужно назвать использование специальных искусственных спутников Земли.

Можно запустить спутник на такую орбиту, чтобы он оборачивался вокруг Земли за 24 часа. Такой спутник практически «повиснет» над Землей, и если установить на нем телевизионный приемник и передатчик; то спутник превратится в своеобразный ретранслятор, который сможет обслужить почти половину территории земного шара. Возможно использование спутника и в качестве пассивного ретранслятора. В этом случае он должен будет иметь большой объем и отражать на большое расстояние сигналы наземного телепередатчика.

Другой путь — это использование для телевидения коротких, а может быть, даже и средних волн. Это станет возможным, когда спектр телевизионного сигнала с помощью специальных кибернетических устройств будет сужен во много раз.

Все эти проекты уже давно перестали быть достоянием фантастов — над их практическим осуществлением работают ученые и инженеры. И если сегодня программы Московского телецентра смотрят жители Европы, то недалеко то время, когда телевизионную передачу с Красной площади увидит весь мир.