Техника - молодёжи 1962-01, страница 20

Техника - молодёжи 1962-01, страница 20

Верп ier-муски юл т «ВИЧ-1».

БУДУЩЕЕ ДОЛЖНО ПОКОРИТЬСЯ

МОЛОДЫМ

К 1к не юзможно исчерпать фантазию чело ека, так, вероятно, и нгльзя сдержать натиск новых замыслов, который испытывает на себе Ил»ин. Вот лишь беглый набросок того, над чем работают молодые изобретатели при поддержке ДОСААФ. В ближайшем будущем должен подняться в небо пластмассовый вертолет-амфибия «Дельфин». У него будет i гом.гичс ки меняться угол атаки лопаспй бл-1годаря действию центров) жных сил, и аппарат станет совершенно 6ejor.a< ным в полете. При выходе из строя f чгателя вертолет спланирует на сюих лопастях, имеющих форму крыла лстоеба-т^те-ревятника, и мягко совершит посадку. Делают ребята даже генератор яд >р-ной энергии, дающий не горгние, а преобразующий ядерную энергию в электрическую с кпд не мгнпе 70%. Эти работы поручены Ол»гу Зедорож-иому и Саше Бахареву. Валентин Фро-леч организует работу ребят по конструированию комфортабельного четырехместного автомобиля «Венера» из пластмассы. А инж. к р Срмольчук следит за тем, как идут дела с другим пластмассовым двухколесным автомо билем. Это машина—мфибия с гидроприводами на шинах-шарондах в виде бочек. Создаются еще и гидооалросани | Малыш» из стеклопласта, катер-амфибия «Коршун» с убирающимися шасси, микроавтомобиль «Комсомол) ц», новые летательные аппараты с машущи ми крыльями, экономичны-, моторы внутр тннего . сгорания. А сам Дмитрий Владимирович уже мечта»- о том, чтобы создать особый тип интерната. Три последние года обучения в нем практические эенятия с учениками будут вести конструкторы — инженеры, студенты-дипломники и опытные мастера-рабочие. Уроки будут проходить г" особой — порческой программа, в хорошо о< нащенных и разных по профилю лабираториях. Это необходимо, чтобы воспитать человека коммунистического будущего.

Нет, не летал Дмитрий Владимирович над Парижем на сроем бесшумном аппарата, но у него, как и у множества других советских людей, есть куда болое могучие крылья, KCopi.ii" неудержимо несут его в наш завтрашний день' Этого-то и не увидели или н i захотели увидеть паруб< жные журналисты.

Сможет ли летать ласточка, уве ли1" нал до размеров человека? Это не праздный вопрос: вед если такая не существующая в действительности птица смогла оы подняться в воздух — значит мог бы лежать и сам человек, надели его природа крыльями. Но аэродинамики отвечаю! на этот вопроч отрицательно. Чтобы убедиться в их правоте, достаточно сравнить ласточку с какой нибудь крупной птицей — скажем, с грифом, уменьшенным до ее размеров. Сразу же обнаружится, что крылья такого миниатюрного грифа в два раза больше, чем у ласточки. Если же продолжить такое уменыиенне до величины самых не-иольших птиц — нолибри, то крылья грифа окажутся уже в пять раз больше, чем у этих мельчаиших npi дставителей царства пернатых.

Такая диспропорция между крыльями и телом крупных птиц совсем не случайна. При увеличении размеров птицы рост несущей поверхности ее крыльев отстает от увеличения веса, площадь крыльев возрастает пропорционально квадрату, а вес — кубу размеров птицы. Что бы скомпенсировать «избыток» своего веса, крупным птицам пришлось бы работать намного интенсивнее, чем мепким, если бы увеличение их размеров подчинялось строгому правилу пропорции. Но обычно у крупных птиц крылья увеличены не пропорционально остальным частям тела, а несколько больше. II чгм резче такая диспропорция между крыльями и телом, тем выше их летные качества. Например, если у «хорошо» летающего грифа размах ьрыльев превышает длину его гела в 2,74 раза, то у таких «плохо» летающих птиц, как рябчик, развернутые крылья длиннее тела в^его в 1.5 раза и даже меньше. Крупные птины. которые не обладают такой спасительной диспропорцией, вообще не могут летать. Примером тому служат крупные водоплавающие и бегающие птицы.

«физиологическии барьер»

Нам ничего не стоит мысленно наделить не только нашу гигантскую ласточку, но и самого человека непропорционально развитыми, большими крыльлми, удовлетворяющий i всем требованиям аэродинамической диспропорции. Теперь как будто ничто не помешает нм взлететь? И опять мы услышим от ученых отрицательный ответ. На этот раз возражают физиологи. Они утверждают, что для полета крупных жя вотных недостаточно одной диспропорции между их крыльями и телом.

В самом лнле. почему в природе максимальный вес жиеых летающих существ не превышает 15 кг?

Исследования показали, что при уве гшчении размеров нужная для полета живого существа мощность возрастает пропорционально весу в I гепени 1,167, Действительная же мощность животных растет с их размерами в гораздо меньшей степени: ведь сила мышц зависит от их попе речного сечения и увеличивается пропорционально квадрату размеров животного, то vCTb отстает даже от

там-

А. ШИБАНОГ. инженер, член литобьединения журнала

увеличения веса. Поэтому при увеличении некоторых размеров живых существ их мощность становится уже недостаточной для полета. Такое жиьотное не см )жет летать, даже если бы у него были крылья.

Поставленный природой физиологический предел для мускульного полета крупных жизотных кчк будто

\1

V'

ж

Л

й ША

Ме.»»чек

it.iS'Ci.

I W

K*.t II 1-1*11

навсегда лишил человрка надежды когда-либо подняться в воздух только за счет силы своих мышц. Но по-иному смотрят на эту проблему те же самые физиологи и аэродинамики.

Прежде всего нужно условиться, какую мощность животных принимать во внимание при определении их «летательной способности». Кан известно, мощность живых существ непостоянна в течение всего времени раооты: в первый момент она может быть очень значительной, а при более продолжительной работе уменьшается до '/з от первоначальной величины. Конечно, для тем животных, у которых полеты служат основным средством передвижения. как. например, для птиц, следует брать в расчет среднюю мощность, выделяемую ими за день. Но если основывать свои расчеты на максимально возможной для живот ных мощности, то предельный вес летающих живых существ может быть увеличен 4vtb ли не в 10 раз. «Физиологический барьер» мускульного полета в этом случае смещается в сторону более крупных кивот-ных, и число живых существ, способных летать, становится гора що больше.

16