Техника - молодёжи 1962-09, страница 28

Техника - молодёжи 1962-09, страница 28

Обдумывая реальность своей догадки, я вышел иа гребень холма и замер, остановленный открывшимся простором. Казалось, леса, не найдя на земле доста очно места полезли в небо. Лесистые вершннь выглядывали Друг из-за друга, будто стараясь получше разглядеть меня. Внизу среди удивительно гладких лугов вилась окруженная кустами речка, за ней светилась белизной и зеленью молодая березовая роща.

— Что, красиво? — услышал я за спиной.

По тропке поднимался черноволосый

парень в цветастой ковбойке. Я поздоровался.

— На скважину? Тогда пойдемте вместе, — предложил он.

Его звали Игорем. Он был в том счастливом настроении, когда все кажется прекрасным и все удается. Он говорил без умолку, охотно рассказывал о себе, с удовольствием отвечал иа мои вопросы.

Он работал на скважине дежур! ым аппаратчиком и заочно учился на втором курсе института. О скважине он го-

орил с жаром. Штурм глубин увлек его еще во время школьной практики, которую он проходил здесь. Щеглоза заметила его и приняла после окончания школы. Сейчас у него уже две опубликованные работы, посвященные волнообразным изменениям температуры в глубине, открытым с помощью скважины.

Я расспросил его о а вежи Моя догадка оказалась верной, ио аквалит использовался на скважине ие только вместо обсадных труб. Разрушенная буром порода сама всплывала по нему из глубин. Даже бур был построен наподобие подводной лодки и мог выплывать или погружаться на дно. Интересно решалась задача отвода тепла. В обычных условиях аквалит закипает при 200 градусах, но на глубине 40 километров под давлением в 10 тысяч атмосфер он остается жидким и при 1,5 тысячи. Казалось бы, нарушая все законы физики, перегреть й екзалит не стремится вверх, v зоны с меньшим давлением. Это объясняется его высокой сжимаемостью. Рост его плотности с глубиной обгоняет ее падание от нагрева, и это парализует ко ie* цию. Остается только прямая теплопередача, ио тут поток тепла намного меньше, и достаточно охлаждать аквалит в начале скважины.

— Мы прошли сорок километров, — говорил Игорь — а теперь Анна Михайловна предлагает накопить аквалит и предпринять наступление на астеносферу. Не знаете? Это вязкий горячий пояс, где сидят корни вулканов. По ее мысли, бур там будет уже не нужен. Давление столба жидкости должно продавить породу. Скоро начнется строительство хранилищ для аквалита, а пока мы едем исследовательскую работу.

Скважины ее системы имеют и промышленное значение. Аквалит дешевле обсадных труб, а работать плава

ющим буром проще, чем обычным. Сейчас под Иркутском уже действуют две наши нефтяные скважины глубиной пять с полозиной и семь километров.

— Что, Щеглова у вас начальником? — спросил я.

— Научным руководителем. Но дело же не в должности. Она душа этого дела. С ней хорошо работать. Любая вещь оживает у нее в руках. Она как-то сразу умеет взять главное, не останавливается на мелочах, и поэтому ее нден пускают корни. Аквалит, например, был синтезирован по ее заказу для скважины, а теперь он оказался нужен многим отраслям тех-

t . ,« ники. Смотрите, уже видно скважину!

Мы вышли из леса. Впереди по широкой лощине рассыпались постройки. К буровой вышке примыкало фермчатое сооружение с огромными барабанами, на которые, очевидно, наматывались кабели при подъеме бура. Из-за длинного корпуса из крупных блоков выглядывали две окутанные паром градирни. Несколько круглых выкрашенных алюминиевой краской хранилищ да сеть разнокалиберных труб, пересекающих площадку, завершали картину.

И только тут, когда я увидел буровую вышку, мне удалось почувствовать, что это такое — 40 километров вглубь. Я ощутил, что из этой вот точки земли идет в недра путь длиной, как отсюда до Тулы, что тонкая ниточка скважины сзязывает чудесный мир весенних лесов с раскаленным медлительным царством сдавленного kbmi я, где решаются судьбы материков и океанов, где бродят силы, ничтожнои доли которых достаточно, чтобы обратить в пепел все леса на земле. И еще я почувствовал, что это царство близко — как отсюда до Тулы — и что оно всюду, под ногами у всех людей.

ф

Щеглова... Все это поразительно, даже идея скважины.

Мы вышли иа шоссе, вдоль которого, взметнув к небу скованные руки, стояли мачты высоковольтной линии.

— Между прочим, — сказал Игорь, — идея скважины ие ее.

— А чья же?

— Сейчас скажу. Время еще есть, я провожу вас до остановки. Идея скважины принадлежит одному школьнику. Анна Михайловна любит об этом рассказывать. Он залнл мягкую резиновую перчатку водой и погрузил ее в расплавленный парафин. Перчатка не потеряла формы, потому что ее распирала вода, которая, как известно, тяжелее парафина. Это собственно, и есть идея скважины. Вы что, не верите? Нет, правда, это все вполне серьезно. Она даже перчатку хранит, как память об этом школьнике. Мне показывала. Вот и остановка. Автобус будет через полчаса. Садитесь и ждите. А хотите — давайте пройдем на скважину. Кое что я вам успею показать. Нужно только немного вернуться...

Немного вернуться!

РАЗГОВОР

О КАРМАННОМ ФОНАРИКЕ

Я давний читатель журнала «Техника — молодежи». И вот в разделе «Наш ОТК» я хотел бы поднять вопрос о карманном фонарике Только не подумайте, что вто мелочь н о ней не стоит писать в журнале. Надо писать, обязательно! В Москве и других больших городах карманный фонарик, естественно, не играет особенной роли. А как обстоит дело в сельской местности? Вечером, тем более в непогоду без него не обойтись. Я уже не гозорю о таких «пустяках», как, скажем, возвращение нв клуба домой, когда темно н грязно, а на ногах не сапоги, а туфли. Есть вещи куда более существенные. В темные — хоть глав выколи — тепиые ночи трудно без фонарика нв полевом стане, трудно

шоферу, трактористу, ч ну, свиноводу н многим, многим другим людям самых разных профессий.

У нас в стране выпускаются карман-ньк фонарики. Но некоторые очень громоздки, включение тоже у них плохое, луч света рассеянный н слабый. Батарейки служат недолго. Но и таких в отдаленной сель кой местности ие купишь. А лампочки? Бывают иа 3,5 в, а нужно — 2,5 в. Цоколь склеиз ет я веществом темного цвета, хотя белое повысило бы отдачу света. Спираль в лампочке нахо ит< я не по центру, что ухудшает качество ее работы.

Мне доводилось видеть китайские фонарики. Хорошо сделаны! Приятно, когда вещь и красиво выполнена и удобна в пользовании. Да и кому не понравится такой, например, фон рик: сбоку открывается отзерстне для прикуривання, есть гнездо для вентилятора, батарейки ра-

1В2ЮТК

ботают долго, а луч света сильный н направленный?

Надо, чтобы наши фонарики были еще лучше. Ведь есть у нас лозунг: «Советское — вначнт лучшее!» Я хочу, чтобы руководители организаций, выпускающну продукцию народного потребления, всегда помнили об втом и не предлагали покупателю брак. Брак ни в техническом, ни в встетнческом смысле.

Очень прошу вас, дорогие товарищи напечатайте вто письмо о фонарике.

С уважением

В. ЧЕРНЯЕВ

г. Краснодар

24

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Чем объясняется плохая сжимаемость жидкости?

Близкие к этой страницы