Техника - молодёжи 1963-10, страница 11

Техника - молодёжи 1963-10, страница 11

ваться. Такой необычной «памятью» наделены также некоторые сорта волокон и нитей, у которых это свойство еще до сих пор не используется.

А в годы второй мировой войны англичанин Вейссенберг, изучавший напалм, обнаружил непонятное и не укладывающееся в рамки обычной гидромеханики явление.

Со школьной скамьи мы все привыкли к тому, что если раскрутить вокруг своей оси ведро с водой, то центробежные силы заставят поверхность воды принять форму параболоида вращения. Этот эффект столь универсален, что применим, пожалуй, к любой жидкости. Поэтому для нас не будет неожиданностью, что, скажем, сгущенное молоко во вращающемся ведре тоже примет форму параболоида вращения. Но стоит вставить в центр вращающегося ведра неподвижный стержень, как положение резко изменится. Вода будет по-прежнему находиться на стенках, а вот сгущенное молоко неожиданно начнет ползти вверх по центральному стержню. Этот эффект получил название эффекта Вейссенберга.

Доказывая, что камень может течь, как жидкость, мы одновременно доказываем и то, что воздух может быть твердым, как камень. Еще Максвелл вычислил, что если время протекания процесса, проводимого с воздухом, меньше 10-W сек., то воздух ведет себя, как упругое тело. Эта упругость и использована в центростремительном насосе, показанном на вкладке.

При быстром вращении дисков воздух в узком зазоре начинает вести себя, как упругое тело. Образно говоря, он превращается в резиновый стержень. Попробуйте «закручивать» такой стержень, вы увидите, что он станет тоньше, то есть в нем возникает радиальное сжатие. Этим мы пользуемся при выжимании мокрого белья.

Центростремительный насос может в будущем найти себе применение как идеальный подшипник. Действительно, если неподвижный диск сделать сплошным, то повышенное давление в зазоре позволит удерживать на подвижном диске некоторый груз. Для такого подшипника не понадобятся ни смазка, ни постоянный подвод сжатого воздуха.

Общность законов реологии дает метод подхода к взрывным процессам. Взрывы — это не просто медленные процессы, ускоренные в тысячи раз. Быстрота изменяет качество. Резкий короткий удар по стр'х воды раскалывает ее на осколки, как если бы она была хрупкой.

Подожженный динамит долго горит спокойным коптящим пламенем. Та же самая энергия, мгновенно выделившаяся при взрыве, все стирает с лица земли.

Например, высокая скорость столкновения пули и цели заставляет твердые тела на ничтожно малое время превращаться в жидкость. При падении капли в жидкость все реологические процессы протекают точно так же, как при скоростном соударении твердых тел.

Реологические методы исследования найдут применение и в строительной механике, и в геологии, и в биологии, и в гидродинамике плазмы. Пищевая, бумажная, текстильная» химическая промышленность не обойдется без ее рекомендаций. И будущее наверняка откроет перед реологией немало новых областей применения.

БИП—ПАССАЖИР „ЮНОСТИ"

Стою как-то я в очереди на Пушкинской площади, ожидаю маршрутное такси в сторону Белорусского вокзала. Вдруг к остановке подкатывает необычная машина* Стекла так много, что воя она как будто светится. Сзади непривычно крупные стоп-сигнал, габаритные фонари, а спереди четыре фары. Что аа марка? Только я это подумал, как машина остановилась. Водитель обращается к очереди: «Машина следует по линии маршрутного, садитесь, пожалуйста!» Сажусь на переднее сиденье» ближе к кабине водителя, и спустя несколько минут мы трогаемся. Оборачиваюсь назад, чтобы сосчитать, сколько пассажиров вместил автобус, — со мной 17 человек, вдвое больше, чем вмещает «Латвия».

Странная вещь, водитель ни разу за всю дорогу не выжал педали сцепления и не переключил передачи. Просунул голову в кабину водителя и вижу, что рычага переключения передач нет, педали сцепления — тоже. Спрашиваю: «Как вы без всего этого обходитесь?» — «А вот так», — отвечает водитель н нажимает кнопку на пульте управления, под которой напнсано: «Вперед». Машина (нам как раз дали «зеленый» на перекрестке у Большой Грузинской) плавно трогается с места.

— Как же все-таки? — стал допытываться я>

— А на нашем автобусе гидравлическая передача. Гидротрансформатор плавно, в зависимости от скорости изменяет момент двигателя и обороты.

Тут уж я внимательно осмотрел все устройство управления. Вижу еще две кнопки. Под одной написано «Задний ход», под другой — «На месте». А на спидометре уже порядочная цифра — 60 тыс. км.

— Машина же совсем новая, когда это вы успели накатать столько?

— Как новая! — поправил водитель. — Ей уже полтора года, нашей «Юности». Где только она не побывала за это время! И в Прибалтике, и в Белоруссии, н в Крыму. Испытания проходила. Мотор у нее с автомобиля «ЗИЛ-130», 150 л. с. По любым дорогам тянет. В Крыму по камням ездили, а кузов даже не скрипнул нн разу.

Или вот руль, — продолжал водитель. — Я, знаете, до этого водил автобусы, за день все рукн отмотаешь. Даром, что сидишь на одном месте. Инженеры подсчитали: для того чтобы вывернуть руль с механическим приводом, надо приложить усилие 15—20 кг, А здесь, — водитель одной рукой крутанул баранку влево, объезжая идущий впереди грузовик, н, подстраиваясь во второй ряд, так же легко вывернул руль. — Одно слово — гидравлика.

Чувствовалось, что управление новой машиной доставляет шоферу истинное удовольствие. Теперь я знаю, как она называется, — «Юность». За 15 минут езды от Пушкинской площади до комбината «Правды» я успел узнать от водителя о «Юности» всю «подноготную». То, что в свой первый рейс она вышла на ворот автозавода имени Лихачева. Как и всякую современную машину, «Юность» делали сотни людей — и молодых н не очень молодых, но инициатива возникла у комсомольцев. Инициатива именно такого автобуса и того, что на официальном языке именуется «организацией работ». Выпуск машины не стоял в плане завода» ею занимались в свободное от работы время.

И я подумал: какое удовлетворение испытывали, должно быть, создатели «Юности», когда оформляли свои идеи в чертежи и потом чертежи — в реальную конструкцию! И после, когда они убеждались, что «Юность» нравится не только им, пристрастно относящимся к своему детищу, но и шоферам и пассажирам. Эти мысли побудили меня взять в руки перо и написать заметку в * Технику — молодежи», чтобы читатели журнала узналн о новом автоб>се.

ВАШ БИП

7