Техника - молодёжи 1963-12, страница 13

Техника - молодёжи 1963-12, страница 13

НО САМА ПО СЕВЕ СТАНЦИЯ ЗИМНЕГО ОТДЫХА, ДАЖЕ ТАКАЯ, КАК ЭЛЬБРУССКАЯ, ЕЩЕ НЕ МОЖЕТ РЕШИТЬ ВСЕХ ВОПРОСОВ. СНАРЯЖЕНИЕ, ОДЕЖДА, ОРГАНИЗАЦИЯ МАССОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ.», КАК РЕШАЮТСЯ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ?

РАЗРУШИТЬ ТРИ БАСТИОНА КУСТАРНИЧЕСТВА И РАВНОДУШИЯ!

— призывает член Технического комитета Федерации лыжного спорта СССР, мастер спорта В. МЕЛЬНИКОВ

ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ ХИМИКИ!

Прежде всего у нас нет современных горных лыж. Единственная в стране лыжная фабрика в городе Львове, выпускающая горные лыжи, в 1964 году должна сделать 16,5 тысячи пар лыж. В прошлом году эта цифра была еще меньше. Таким количеством невозможно обеспечить даже спортсменов-разрядников.

Какой же выход? Всего фабрика выпускает около 100 тыс. пар лыж в год. Видимо, имеет смысл специализировать производство на выпуск только горных лыж для скоростного спуска, слалома, детских и туристских. Это хоть как-то помогло бы решить проблему. Непомерно высокая цена — 40—50 рублей за пару — при плохом качестве также не способствует развитию горнолыжного спорта.

Впрочем, о качестве—особый разговор. Лак «МЧ-52», который поставляет Загорский химзавод, не предохраняет лыжи от воздействия влаги. В результате они рассыхаются и расклеиваются. Верхняя пластмассовая окантовка — очень узкая и непрочная — быстро отваливается, лыжи легко обдираются кантами. Пластмасса, подклеенная на скользящую поверхность, огнеопасна и плохо скользит.

Госкомитет по химии и нефтяной промышленности не хочет помочь инженерам и конструкторам, создающим современный горнолыжный инвентарь. А ведь наилучший материал для горных лыж — эпоксидные смолы. Они обеспечивают такую прочность, что западные фирмы не боятся давать гарантию на 5 лет! Высокими качествами обладают и лыжи из стекловолокна, и комбинированные — из металла и дерева. Но эти прогрессивные конструкции до сих пор не могут быть изготовлены даже в такой организации, как Центральное опытно-конструкторское бюро по проектированию спортивного оборудования и инвентаря (ЦОКБ). Почему?

— У нас нет условий для производства экспериментальных лыж из металла или пластмассы, — объясняет начальник проектно-конструкторского отдела ЦОКБ тов. Я. Г. Ар-кин. — ЦОКБ занимается разработкой инвентаря и оборудования для десятков видов спорта...

А это, по сути дела, полукустарная мастерская.

Сделали в ЦОКБ лыжную палку из стеклопластика. Дефицитный товар! Сейчас выпускается более 2,5 миллиона лыжных палок в год из дюралевых трубок, бамбука и просто деревянных. Но палок не хватает. Стеклопластиковые — прочны, удобны, красивы. Но... освоить массовое производство не находится желающих. Еще более современная конструкция — из конусных тонкостенных труо — также дальше разговоров не продвигается.

Вопрос этот надо решать по-государственному. Нужен современный, оснащенный новейшим оборудованием научно-исследовательский институт по проектированию спортивного оборудования. Раньше лыжи делал столяр, сейчас их клеят под мощными прессами из десятка слоев дерева, металла, пластмасс.

О НИЗКОМ СОРТЕ, БАЙКОВОМ КОСТЮМЕ И „СКУПОМ РЫЦАРЕ"

Ботинки для горнолыжников выпускают две фабрики. В 1962 году —4 600 пар, в 1963 году —7 300. Из них спортивных горнолыжных ботинок соответственно 2 200 и 2 500 пар. Микроскопическое количество! А качество?

— У спортсменов наши горнолыжные ботинки выдерживают примерно год, — говорит директор экспериментальной

фабрики спортобуви С. Н. Лебедев. — У туристов — два. Но что делать? Нам поставляют кожу самого низкого сорта...

Эта кожа пропускает воду. Через месяц образуются складки, теряется форма. За такое изделие не каждый рискнет платить 40 рублей. Но ведь на фабрике есть хорошие мастера, способные выпускать отличную продукцию. В этом можно убедиться, если посмотреть новую модель, сделанную из хороших сортов кожи. Такие ботинки могли бы «Осчастливить» не только туриста, но и мастера спорта и служить не год-два, а 7—10 лет!

Прежде чем новичок овладеет горнолыжной техникой, ему наверняка придется не раз искупаться в морозном снегу. Это известно всем. Но такое «купание» бывает приятным (и главное — безвредным), когда ты встал и снег с нейлоновой куртки (непромокаемой) и брюк из эластика легко отряхнулся. Где костюмы из новых, синтетических материалов? Их нет из-за отсутствия тканей.

Нет и ветрозащитных очков со сменными фильтрами. Нельзя же принимать всерьез такую цифру, как 3 тыс. штук в год! В чем же дело? Нет целлулоидных фильтров. И опять мы наталкиваемся на закрытую дверь, ключи от которой у Госкомитета по химии и нефтяной промышленности. Долго ли еще эта уважаемая организация будет по отношению к советским горнолыжникам выступать в образе «скупого рыцаря»?

УЧИТЕЛЕЙ НАДО УЧИТЬ!

специализированную группу по горнолыжному спорту имеет только Московский институт физкультуры. Грузия, Армения, Казахстан, Киргизия в своих институтах физкультуры практически не готовят кадры для горнолыжного спорта. Спрашивается, кому же, как не им, жителям гор, заниматься этим вопросом?

Планы, программы и учебники для горнолыжников, по которым обучаются будущие преподаватели, давно устарели и не отвечают современным требованиям. О низкой квалификации тренерско-преподавательского состава говорилось немало — и на всесоюзных конференциях по лыжному спорту и на пленуме Федерации лыжного спорта СССР в 1963 году.

Нужен единый учебный план, которому должны следовать «все тренеры и инструкторы-горнолыжники. В горах при базах и отелях должны быть созданы учебные группы, в которых каждый желающий, приехавший на 15—20 дней, мог бы получить элементарные навыки горнолыжной техники.

Нет литературы, нет учебных фильмов, которые в равной мере были бы интересны и новичкам и ветеранам. А кинограммы? Вы видите на экране замедленное в десятки раз движение лыжника; неуловимые в обычных условиях «секреты мастерства» становятся доступными глазу. Можно таким образом демонстрировать и опыт чемпионов и наиболее характерные ошибки. Но о кинограммах забыли, как забыли вообще о наглядных пособиях. Редко появляются на-учно-популярные и хроникальные фильмы о горнолыжниках.

Отдел пропаганды и агитации при Центральном совета Союза спортивных обществ и организаций СССР должен вспомнить, наконец, что в стране существует такой вид спорта, как горнолыжный, что на горные склоны хотят выйти миллионы.

Перенос «центра тяжести» с летнего отдыха на зимний, с пассивного на активный — это не частный вопрос, это вопрос государственной важности. Главное здесь — проблема массовости. Виновные в отсутствии горнолыжного снаряжения и оборудования в достаточном количестве ссылаются обычно на то, что речь идет о спорте, который никак нельзя назвать массовым. Но ведь зимний отдых не получил у нас должного распространения не потому, что нет желающих (их миллионы)), а как раз по той причине, что нет баз, нет подъемников, нет лыж...

Получается порочный круг. Его надо ломать. Без развития массовости в горнолыжном спорте, то есть без создания всех необходимых условий для зимнего отдыха миллионов трудящихся и в первую очередь молодежи, нечего и мечтать о завоевании призовых мест на международных со* стязаниях.

Все эти вопросы должны серьезно обеспокоить руководство Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР. И решаться они могут только на уровне современной техники, современных методов строитель* ства станций зимнего отдыха и организации горнолыжного производства.

8