Техника - молодёжи 1963-12, страница 45пгиКих Человеческая мысль неугомонна. То она потрясает мир учением об элементарных частицах, то дарит людям новый утюг. Но она упорно ведет свое детище от колыбели по пути совершенства. Удивительные вещи могут рассказать об этом пути даже самые простые, давно примелькавшиеся нашему глазу достижения технической мысли. Но сегодня мы о трубах... В книге Густава Ланга «О возведении дымовых труб», вышедшей в 1893 году, сказано, что «они представляют собой более или менее высокие строения в виде башен й имеют два назначения: служить для возбуждения притока воздуха, потребного для сжигания топлива, и... отводить продукты горения на такую высоту, где бы они не могли принести никакого вреда людям, животным и растениям». Ни остатки Геркуланума и Помпеи, ни прочие развалины не могут похвастаться существованием в древности дымовых труб для жилищ. У мудрейшего ученого древности Витрувия можно найти описание металлической .трубочки, которая, «будучи наполнена водой и подогре- Трубы...Э. ЛЕРОВ, та, испускает струю, прогоняющую дым». Средство, скажем прямо, не решавшее проблемы. Год рождения дымовой трубы остался людям неизвестен. Однако в Венеции еще в XIV веке было написано много трактатов о том, как нужно художественно оформлять окончания труб. Архитекторы дружно занялись трубоукрашательством. Бессонные ночи проводили зодчие в поисках головоломного узора, необычной лепки или изощренной резьбы по камню. В 1777 году Джемс Уатт записал первую страницу инженерной биографии дымовой трубы, приспособив ее к своей паровой машине. Однако никакого расчета к чертежу не прилагалось. И впоследствии еще многие годы упорно держались правила: «На каждую лошадиную силу сечение увеличивать на 20 дюймов». Спустя некоторое время учение о трубах обогатилось первой эмпирической формулой американца Армстронга. Ну, а когда появляются формулы, возникают и научные споры. Трубы сразу же приобрели сторонников и недоброжелателей. Один французский научный журнал даже назвал трубы «позором индустрии», предлагая заменить их специальными вентиляторами. 6 октября 1893 года некий Ричард Грегер получил патент на отопление без дымовых труб. По его проекту вентилятор посылал дым в водяной душ, там он очищался от копоти и пыли, после чего через подземную систему труб выводился наружу далеко за городом. Огромную радость это изобретение доставило архитектору Парижской оперы, так как труба проходила непосредственно через сцену. В Англии научные споры о трубе дополнялись чисто бытовыми дискуссиями о том, как лучше их чистить: с помощью мальчика-трубочиста или шаровой метлы. Конец дискуссии положил акт английского парламента в 1842 году, решивший спор в пользу метлы. Французы рассматривали вопрос более научно. Мон-гольфье впервые вычислил и обосновал размеры труб. В 70-х годах XIX века первенство в трубостроении постепенно переходит к Германии, где появляются известные миру мастера. Далеко разнеслась слава о лейп-цигском мастере Эбелинге, который изобрел простые висячие леса. Он основал в Бернбурге школу трубострои-телей. Для возведения трубы обычно устраивались наружные леса, с которых и шла кладка. Материал подавался на верх лебедкой с конным приводом. Постройка дымовой трубы для Берлинского газового завода дала опыт кладки без наружных лесов. Они устраивались теперь внутри трубы — это был еще один шаг вперед Появляется целый ряд уникальных по тому времени труб. Это прежде всего 138-метровое сооружение инженера Ранкина. Его расчет еще долго служил примером изящного инженерного решения. Первые трубы строили в основном из кирпича, реже из металла. Металлические сооружения были дешевле кирпичных, но очень недолговечны. Постепенно кирпич и металл стал вытеснять бетон. Сначала только внутрен ние стенки, а затем вся труба оделась в бетон. Современные железобетонные трубы — это сооружения, требую щие от строителей большого инженерного искусства. Устойчивость, прочность и долговечность — вот те три кита, на которых покоится искусство возведения трубы...■ 4 инженер трубы. Покосившаяся труба может в любой момент упасть. Чтобы объяснить причины этого явления, надо, как говорится, «смотреть в корень» — в данном случае на фундамент, неравномерная осадка которого часто связана с резким увлажнением грунта под частью фундамента. Известно много случаев, когда ураганы разрушали фабричные трубы, причем было замечено, что разбушевавшаяся стихия разборчива. Она рушила только дей ствующие трубы, щадя холодные, Такой выбор объясняется просто. При нагревании бе гон стремится расшириться, н на внутренней стенке трубы возникают усилия сжатия, а на внешней — растяжения Бетон плохо сопротивляется растяжению. Поэтому, чтобы помочь ему. трубу пронизывают стальными сухожилиями — верти кальной и горизонтальной арматурой. Изнутри трубу выкладывают жаропрочным кирпичом — футеровка. Между футеровкой и внутренней поверхностью бетонной стенки оставляется зазор, который заполняется материалами, плохо проводящими тепло, — диатомовой крошкой, асбозуритом, доменным шлаком. Трубы часто «болеют». Они сначала покрываются язвами, а затем выпадают целые куски из стройного тела, образуя раны. Вы, наверное, догадались, что это коррозия. В составе проходящих по трубе газов есть вредные примеси, разрушающие самые крепкие материалы. Поэтому внутри трубу покрывают специальными лаками, оклеивают толем, стеклотканью. Существует много различных видов антикоррозийного покрытия, и каждая новая находка ученых — новое оружие против разрушения. Заводские трубы выполняют целительную миссию, выбрасывая высоко в атмосферу отходы производства. Самые высокие из них поднимаются возле тепловых электростанций. Недавно, например, закончено строительство 180-метровой трубы на Приднепровской ГРЭС. Скоро потянется к небу 250-метровый гигант на Щекинской ГРЭС. Казалось бы, историческая тенденция труб к росту продолжается. Но когда спрашиваешь об этом специалистов, они с сомнением качают головой: развивается комплекс очистительных устройств, и, возможно, на каком-то этапе истории трубы начнется обратный процесс —• высота ее станет уменьшаться. ОБЛОЖКА художников; 1-я и 4-я стр. Д. ШУМИЛИНА» 2-я стр. С. НАУМОВА, 3-я стр. Ю. МОРКОВКИНА ВКЛАДКИ художников: 1-я стр. В. КАЩЕНКО, 2-я стр. А. САФОНОВА, 3-я стр. С. НАУМОВА, 4-я стр. Ф. БОРИСОВА. Макет Н. ПЕРОВОЙ. 37
|